Фото мобильником

Художникам сказали: «снимать!»

 Семен Файбисович на мобильной связи с маршалом Жуковым

вернисаж

Игорь Шевелев

 

Жаль всех, кто когда-то учился фотоделу. Проявка, фиксаж, печать, выдержка, панорама, видоискатель, – с какой ненавистью бедолаги, постигшие эти премудрости, смотрят ныне на обладателей цифровых дешевок, которым все досталось за так. Вынул плошку из кармана, сфотографировал, ткнул в компьютер, сотни фоток к твоим услугам, выбирай лучшую. Вместо былых экспозиций ценится разве что композиция.

 

Старые мастера еще борются с «цифрой», говоря о достоинствах черно-белой фотографии, печать которой стоит в десять раз дороже цветной, а на подходе уже фотографии с мобильника.

Именно им посвящена выставка «Актуальная мобилография», открывшаяся в Московском доме фотографии. Уже и фотоаппарат не нужен, смотри в мобильник, делая вид, что набираешь номер или сочиняешь SMS-ку, а сам отщелкивай все, что нравится.

Конечно, в акции, устроенной в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии’2005», есть доля рекламы. Модным актуальным художникам – Кулику, Мамышеву-Монро, Файбисовичу, Инфанте, Звездочетову, Макаревичу, Шабурову - раздали по мобиле и сказали: «Снимайте!» После чего увеличили фотографии до выставочных размеров и повесили на стены.

Получилось забавно. Каждый даже в технически невиданном деле выступил вполне узнаваемым, - Мамышев в виде Монро, Кулик – в чем-то болотно-животном, Инфанте – в геометрии на снегу и т.д. Только Семен Файбисович ругался изо всех сил. Его, участника, даже на выставку не пригласили, узнал случайно. И картинку плохо напечатали. Художник хотел, чтобы все «пиксельные» квадратики остались видны при увеличении, - этакий старый добрый пуантилизм в рамках новейшей техники, а все получилось смазано, как при застойном импрессионизме.

Мнения зрителей разделились. Режиссер Тофик Шахвердиев не понимал, почему нельзя подождать лет пять, пока техника фотографии с мобильника достигнет совершенства, а надо устраивать демонстративную акцию типа «на заре фотоискусства». Другие ценители были более снисходительны, разглядывая крупнозернистые изображения лиц, телеэкранов и всяческих дурачеств, которые приходят в голову обладателям мобильников. Фантазии человека запаздывают за даруемыми ему техническими возможностями. Это не беда. Были бы возможности, а желания возникнут, обретя свои обычные формы зрелой эстетики.

Между тем, фестиваль «Мода и стиль в фотографии», подойдя к своему концу, ловко продемонстрировал вектор направленности в неведомое, но предчувствуемое будущее.

Художник, вооруженный мобильником, как орудием производства прекрасного, выглядит непривычно, как, впрочем, и должен выглядеть художник. Звезды шоу-бизнеса не только фотографируются другими, но фотографируют сами, вызывая тем больший ажиотаж. Не случайно в рамках фестиваля популярностью пользовалась фотовыставка Бари Алибасова.

Техника фотографии идет в толпу. Предельный демократизм совпадает с эзотерическим аристократизмом, - весь мир оказывается достойным мгновенного фото. Важно лишь место, где ты оказался, и кто ты такой. Средства массовой информации застыли перед революционным переворотом. Тексту вполне довольно роли комментария к визуальной образности. Зачастую и впрямь лучше раз увидеть. Тем более в условиях всемирной сети, когда увидеть можно сразу все и сразу всем.

Революция мультимедийного искусства, о которой столько говорила Ольга Свиблова, свершилась! А мы и не заметили.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи