Пушкин vis-a-vis

В Третьяковке открылась выставка крепостного художника Тропинина

 Автопортрет Тропинина и рабочие

экспозиция

Игорь Шевелев

 

Выставка Василия Андреевича Тропинина (1780-1857), выдающегося русского художника первой половины XIX века, открылась в Третьяковской галерее к 225-й годовщине со дня рождения. Впрочем, год рождения остается спорным. Выставка в 200-летию художника проходила в 1976 году, и на самих картинах годы жизни обозначены - 1776-1857.

 

Однако не столь важно, когда именно родился бывший крепостной графа Миниха, а затем графа Моркова, отправленный последним учиться на кондитера, одновременно посещавший портретный класс Академии художеств и вдруг отозванный барином в малороссийское именье исполнять обязанности домашнего портретиста, учителя рисования для детей, маляра и лакея за обеденным столом. Если бы Тропинин и не родился на несколько лет позже принятой даты, то это стоило выдумать, чтобы напомнить нынешней экспозицией о плачевном состоянии, в котором пребывает московский музей самого московского из живописцев прошлого.

Созданный в начале 1970-х годов на основе частной коллекции Ф. Е. Вишневского Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени находится в плачевном состоянии долгосрочного ремонта. Закрытый три года назад, он должен был открыться этим летом. Вместо открытия вышло постановление об ускорении ремонта, чтобы открыться в 2006 году. Что будет в следующем году, - открытие или новое постановление «о дальнейшем ускорении ремонта», - пока неизвестно.

В любом случае, более полусотни живописных и графических произведений Тропинина до сентября можно будет увидеть в полутора больших залах Третьяковки в Лаврушинском переулке. Один зал отдан Тропинину полностью, другой он делит на пару с Кипренским. Два портрета Пушкина, принадлежащие кисти того и другого, находятся друг напротив друга. Поэт, впрочем, в обоих случаях смотрит немного вбок.

С «нашим», то есть с Тропининым ему наверняка комфортнее, поскольку по-домашнему окружен кружевницами, пряхой, мальчиком с жалейкой, гитаристом, золотошвейкой. Перед открытием устроители долго искали «головку украинки в хорошей раме». Кажется, нашли.

Тропининский Пушкин для Третьяковки – давний знакомый. Он был куплен сюда еще в начале ХХ века, но на сталинских торжествах 1937 года, посвященных 100-летию гибели поэта, его портрет был изъят в пользу вновь образованного Музея А. С. Пушкина. Теперь он на время вернулся в родной дом, сделав странную загогулину через Рим и Волхонку, где висел среди шедевров выставки «Россия - Италия».

Тропинин-портретист пользовался в Москве большим успехом. Поэтому на выставке можно вдоволь наглядеться на москвичей того времени, - дворян, купцов, чиновников, на того же самого графа Моркова с многочисленным семейством, на коллег по искусству в лице Карла Брюллова и скульптора Витали. Известна любовь Тропинина писать в углу больших портретов фрагменты московских видов. Наконец, в середине 1820-х годов он был отпущен из крепостного состояния, избран в академики, получил право на личное дворянство. Впрочем, сын его, портрет которого можно видеть на выставке, еще лет шесть оставался крепостным, пока не был отпущен на волю после смерти графа Моркова его детьми, для которых Тропинин все-таки был учителем. За то и вытащены сейчас из запасников для демонстрации зрителям.

Московская судьба, московская выставка. Все идет своим чередом.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи