Удвоение ирреальности

Пятый конкурс «Серебряная камера» в МДФ

ФОТОГРАФИЯ

Файбисович Семен кусая бумагу

Игорь Шевелев

Среди масштабных акций, устраиваемых Московским домом фотографии, есть и такая — ежегодный конкурс на лучший фоторепортаж о Москве. Нынешний — «Серебряная камера-2004» — проходит уже в пятый раз, со все более высоким уровнем мастерства и растущей популярностью.

Смотреть фотографии, которые заняли весь Дом фотографии на Остоженке, очень удобно. Не отвлекают имена авторов. Их заменяет код участника, вникать в который не имеет смысла. Можно сосредоточиться на самих фотографиях и поучаствовать в выборе лучших. Причем как на самой выставке, так и на сайте МДФ в Интернете.

Вглядываясь в фотографии на стенах, ты постепенно погружаешься в столь знакомый тебе и узнаваемый московский мир, что в своем отражении в объективах он кажется вдвойне нереальным. Уличная реклама на фоне жителей, геометрия новостроек, похожих на пчелиные соты, солдаты, спортсмены, старушки, невесты, выпускники.

Четыре сотни участников, выбранных из более чем семисот, распределены организаторами по трем номинациям: «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». Многое из представленного ушло в бекграунд — на сайт Дома фотографии www.mdf.ru и

CD-rom, выпущенный к выставке. Для экспозиции в залах отобрано только то, что создает общую композицию панорамной жизни города: тени метро и сексуальные меньшинства, хлебопеки и мясорубы, снежные бабы на Арбате и летний потоп, празднование Дня пограничника в ЦПКиО и уличная шелупонь, — одно дополняет другое, как в самой московской круговерти.

Так что первый лауреат выставки понятен — это сама выставка; гармоничная скомпонованность разных сторон жизни мегаполиса — дым, туман, огонь (но пожара Манежа, едва ли не главного события 2004 года, я на выставке не заметил, может, по невнимательности, на CD-romе он есть), японские рестораны, аэропорт, милицейский «обезьянник», школьные классы, роддом и кладбище, старики и влюбленные — одно переходит в другое, одно дополняется другим.

На открытие выставки набилась тьма народу, прежде всего, конечно, не видимые миру авторы, которых можно было узнать по ревнивой внимательности к произведениям конкурентов. От них и слышались порой сетования, что самые яркие и бесспорные серии вдруг в последний момент оказались вне экспозиции. Что и прежде бывали казусы, когда лауреатом становилась невывешенная работа. Но это как раз и подчеркивает, что в данном случае вся выставка «Серебряная камера-2004» и есть главное произведение о Москве.

В качестве тенденций этого года устроители отмечают большее число молодых авторов до 30 лет — их 40 процентов: превалирующее количество работ в номинации «Архитектура»; невероятное множество серий, посвященных детям. Все это, безусловно, отражает какие-то сдвиги в сознании. Я, например, не увидел на выставке ни одной серии о столь живописной прежде стороне нашей жизни, как церковная. Есть уходящие трущобы, есть грозовое небо, есть рисование с натуры и артефакты на пленере, есть тренировки спецназа и марш кремлевских гвардейцев, есть уличные туалеты и гонки инвалидов, есть скачки и памятники, бездомные и охранники с бычьими шеями, а батюшек и велелепия отправления религиозных нужд не заметил. Это, кстати, тоже хороший вопрос зрителям: «Чего тут нет?».

Как обычно, привлекают узнаваемые лица, но их немного, разве что герои телевизионных «Игр разума», Сергей Юрский в моноспектакле, но со спины, и заезжие кинозвезды, вплоть до Квентина Тарантино, медитирующего с закрытыми глазами у могилы Бориса Пастернака.

В общем, как всегда, все решает выбор ракурса. Участники конкурса свой — сделали. Теперь дело за посетителями выставки и членами жюри.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи