Зверь, а не художник

Выставка классика андеграунда в галерее «Кино»

 Брайнин у афиши выставки Зверева

экспозиция

Игорь Шевелев

 

В галерее «Кино», спрятавшейся в переулках за Новым Арбатом, открылась выставка графики Анатолия Зверева (1931-1986), ярчайшего представителя московского андеграунда, ставшего его классиком едва ли не при жизни.

 

Всякий большой художник - это еще и легенда о нем. Анатолий Зверев и в этом побил все рекорды. Истории и анекдоты о вечно пьяном и бесприютном гении, которого любят иностранные дипломаты и пожилые московские дамы, ходили о нем постоянно. Любитель книг и тонкий поэт, грязный бомж и наглый вымогатель, бессребреник и щедрая душа, тонкий игрок на нервах и чувствах своих ценителей и поклонников, патологический алкаш и гений спонтанного рисунка, - Зверев это все, как и многое-многое другое.

Его рисунки украшают стены самых разных деятелей художественной жизни нашего времени. И сам Зверев был щедр на подарки, и после его смерти, когда его картины и рисунки стали популярны на Западе, туда отправились целые эшелоны его произведений, пока галеристы не раскусили, что их обманывают, - заработала целая «зверевская индустрия» подделок и фальшаков. Работы художника сильно упали в цене, поскольку отличить подлинники от написанного «под Зверева» почти не представлялось возможным. Особенно это касалось позднего периода его творчества, когда он зачастую сам, нуждаясь в выпивке, просто ставил свою подпись на чистом холсте, который записывался затем уже без его участия. После смерти же процесс пошел полным ходом, во многом дискредитировав имя, действительно, незаурядного мастера.

В этом смысле, нынешняя выставка в галерее «Кино» отличается редкой для Зверева аутентичностью работ. И хотя розданный журналистам список работ художника начинается «Женским портретом» 1997 (!) года, при том что он умер в 1986-м, надо думать, что это опечатка. Работы представлены из частной коллекции, прошли тщательную экспертизу в Третьяковской галерее, а, главное, очень много рисунков принадлежат раннему периоду творчества Анатолия Зверева, когда не только о подделке речи не шло, но даже еще своей подписи на них он не ставил. Подписи, там, где они есть, принадлежат более позднему времени.

А так это социальные типажи «эпохи баракко», окружавшие его с детства, - старухи, моряки, соседки, сплетницы, ученый. Таких - целая графическая серия. Так же, как и рисунков животных, в которых, по мнению критиков, он «перерисовал» самого анималиста Ватагина. Может, Звереву помогало то, что он, рисуя в зоопарке, зачастую помогал себе пальцами, ногтями, а то и просто выдавливал краску из тюбика одной толстой линией, создавая свой фирменный «зверевский» силуэт.

Потренировавшись на животных, он стал в конце 60-х делать то же с портретами людей, устраивая из самого процесса рисования настоящие хеппенинги, на которые приглашались богатенькие ценители, чтобы знали, во что деньги вкладывают.

Выставка в галерее «Кино» достаточно сбалансирована и создает цельный образ художника, работающего в разных жанрах. Рядом со знаменитыми женскими портретами конца 60-х годов, среди которых нельзя не выделить портрета Асеевой, вдовы знаменитого поэта и стареющей музы и подруги нового живописного гения, - наряду с этим можно увидеть ранние зверевские автопортреты середины 50-х. Есть несколько рисунков из знаменитой его серии к «Золотому ослу» Апулея и пара обнаженных моделей. Условно говоря, перед нами почти весь «подлинный Зверев в кратком изложении». Что для нынешней московской художественной жизни не так и мало.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи