Сфинкс без загадок

Выставки Энди Уорхола и русского поп-арта в Третьяковке

 

Событие

Игорь Шевелев

 

Сегодня в залах Третьяковской галереи на Крымском валу открывается большая выставка классика поп-арта Энди Уорхола. Музей художника из Питсбурга впервые привез в Россию более трехсот экспонатов – картины, рисунки, фотографии, фильмы и архивные материалы, объемно представляющие его творчество. Российская сторона не осталась безучастной и в качестве симметричного ответа предъявила «русский поп-арт 1950-80-х годов».

 

Такой масштабной выставки Уорхола в России еще не было. Более того, она задумана, как передвижная. Два месяца, до 13 ноября, ее можно увидеть в Третьяковке, потом она переедет в Русский музей, в Питер. А весной 2006 года доберется до Самары.

Русские устроители впервые, кажется, столкнулись с таким масштабом американской деловитости. Достаточно сказать, что первое предложение о проведении выставки поступило в Третьяковскую галерею в… конце апреля нынешнего года. В сентябре она открылась. Для нашей музейной и выставочной деятельности, когда выставочные планы верстаются на годы вперед, это беспрецедентные темпы. В доказательство серьезности своих намерений американская сторона еще и модернизировала залы Третьяковки, где выставлены экспонаты, в качестве подарка к 150-летию музея, которое будет отмечаться в мае 2006 года. В результате, живопись, рисунки и фотографии можно показываться в одном зале, освещение позволяет. Прежде такого не было.

Но это все форма. А содержание ему полностью соответствует. Творчество Энди Уорхола (1928-1987) поразит не подготовленного к искусству ХХ века зрителя своей причастностью к тому, что мы и за искусство не считаем. Большие холсты с изображением банок супа «Кэмпбелл», вызвавшие скандал при своем появлении в 1962 году. Тоже, искусство… Огромный холст с гамбургером. Холст с изображением долларовых купюр. Кетчуп. Цветная Мэрилин Монро. Кольт на холсте два на два метра. Портреты Ленина, Мао, Элвиса Пресли, Жаклин Кеннеди. Кока-кола.

Вопрос на засыпку: что их объединяет? Их объединяет то, что это – торговые бренды: что Мао, что суп, что сам Уорхол. Поп-арт, знаменем которого стал художник, открыто превращает искусство в рыночный продукт. Содержание настигает форму. Некрасивый, прыщавый, неловкий и стеснительный парнишка, сын закарпатских иммигрантов Вархолов, становится поп-идолом своей эпохи и будущей истории искусств. Что Мона Лиза Леонардо, что Мэрилин Уорхола, что «Черный квадрат» Малевича, что «Мишки в сосновом бору» Шишкина – «Родная речь» и учебник культурологии для начальной школы все стерпят. Недаром, помимо грандиозных выставок в крупнейших российских музеях, часть работ Уорхола американцы покажут в городе Белая Калитва в Ростовской области в рамках культурно-образовательной программы для юношества. То, чему прочий мир научился со скандалом и болью сорок лет назад, до нас дошло едва ли не как новость и сенсация.

Так устроен нынешний мир, - все, что мы узнаем из политической, культурной, спортивной и любой другой сферы жизни, принимает форму торгового бренда. Если его рекламируют, мы о нем узнаем, как узнали о выставке Энди Уорхола в Третьяковке, по поводу которого многие художники до сих пор восклицают: «Что же в нем нашли?!» Ничего, кроме бренда. Кроме жеста, когда улавливается самое попсовое, - будь то кинозвезды, трансвеститы, наркоманы, светская тусовка, «десять самых важных евреев ХХ века» (так называется одна из серий на выставке, куда вошли философ Мартин Бубер, писательница Гертруда Стайн, ученый Альберт Эйнштейн, политик Голда Меир) – все, что привлекает внимание публики. Писатель Трумен Капоте назвал Уорхола «сфинксом без загадок». Сколько ни всматривайся в его картины, они есть то, что они есть. И ничего больше.

Из роскошного каталога, который выпустили на русском языке те же американцы, следует, что именно Энди Уорхол сказал классические слова о том, что «каждый человек может стать всемирно известным, - но лишь на пятнадцать минут». Он имел в виду, - когда о человеке напишут в уорхоловском журнале «Интервью», где одна знаменитость берет интервью у другой объемом не больше 750 слов зато в сопровождении большого количества больших фотографий. «Люди больше не читают, они только смотрят». Это тоже Уорхол. Слова, которым три с половиной десятка лет, очень актуальны для нас сегодня.

Выходит, не зря Уорхол родился 6 августа, в день атомной бомбардировки Хиросимы, поскольку нанес искусству урон, по мнению некоторых критиков, не меньший. И не случайно картина с супом «Кэмпбелл» явилась вместе с ботинком стучащего в ООН Хрущева, а выстрел в Уорхола феминистки в июне 68-го года предшествовал вводу советских танков в Чехословакию. Поп-век, когда все одно. Сколько ни всматривайся, событие есть только то, что оно есть. Глупо спрашивать о смысле.

На фоне Уорхола наши художники с выставки «Русский поп-арт» выглядят вполне соответствующими истории искусства. Разглядывая случайно попадающие из-за железного занавеса каталоги и журналы по искусству, додумывая происходящее в искусстве, продавая картины западным дипломатам, московские и питерские художники андеграунда творили то, что как бы совпадало с современными течениями. С одной оговоркой. На Западе это соответствовало рыночным механизмам общества и развитию искусства этого общества. У нас возникало нечто вроде чистого искусства для искусства, - мол, и мы не хуже, а то и лучше всех, потому что творим для вечности. Увы, суп Кэмпбелл для вечности жидок.

На пресс-конференции, посвященной открытию выставки «Энди Уорхол: художник современной жизни», директор музея Уорхола в Питсбурге Томас Соколовски заметил, что экспонатов в музее так много, что одновременно с масштабной московской выставкой можно провести еще пять таких же, и еще останется. На вопрос, не опустели ли запасники, если в Москву уехали такие знаковые работы, как «Мэрилин Монро», «Двойной Элвис», портрет Жаклин Кеннеди (которые, кстати, запрещено снимать и воспроизводить в СМИ без специального разрешения хозяев их торговой марки), он ответил, что Энди Уорхол оттого и является современным художником, что тиражировал свои работы именно в том количестве, на который есть спрос.

А спрос на Уорхола немалый. Питсбургский музей уже провел аналогичные московской - выставки в полусотне городов более чем тридцати стран мира. Посетило их пять миллионов человек. Теперь россияне пополнят это число.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи