Праздник Барби для взрослых

Культура повседневности становится все культурней

 Модель барби

презентация

Игорь Шевелев

 

В галерее RuArts состоялась презентация книги Линор Горалик «Полая женщина: мир Барби изнутри и снаружи». Этому сопутствовала разнообразная акция, состоящая из выставки актуальных московских художников, показа модных платьев, шляпок и даже синтетической еды, попадавшейся там и сям среди нормального на вид и вкус фуршета.

 

Художественная акция под названием «Барби-зона», включившая произведения двух десятков известных художников под кураторством искусствоведа Георгия Никича, возникла из преодоления издательской трудности. Дело в том, что фирма Mattel, производящая Барби и обладающая всеми правами на ее изображения, наотрез отказалась сотрудничать с издательством «Новое литературное обозрение», заказавшим книгу о знаменитой кукле. Ирина Прохорова, хозяйка издательства «НЛО», в свою очередь, чтобы обойти запрет, предложила актуальным российским художникам порезвиться с изображением этого самого модного и желаемого детьми существа.

Естественно, Мамышев-Монро пожелал воплотиться в Барби, Дмитрий Цветков понаделал гробиков для куколки в тайной надежде, что она, отлежавшись в них, превратится в срок в бабочку, Сергей Шутов обосновал ее инопланетное происхождение (недаром акцию проводило издательство НЛО), архитектор Юрий Аввакумов соорудил красный скворечник с туалетными принадлежностями, где Барби сможет принимать любимых мужчин (если кто не знает, 46-летняя Барби несколько месяцев назад развелась после 42-х лет брака с Кеном, как говорится в официальном коммюнике, они устали друг от друга и собираются исследовать новые горизонты, но остаются друзьями… а вы: Пугачева, Киркоров…).

То есть, что художник – то норов. Одни подчеркивают ее женскую выдержанность – «Барби не плачут» Елены Уланцевой, другие, как Леонид Тишков, крутят ностальгические видео о любимом Никодиме, ныне забитом импортной американкой. А скульптор В. Нилин и вовсе предложил наш вариант творческого мужества: потеряв в 87-м году на лесопилке кисти рук после ссоры с женой, он не бросил любимый вид искусства, а принялся выгрызать дерево зубами. Он тоже выступил на презентации, рассказав, что едет сейчас работать в Нью-Йорк, поскольку из-за погоды там дерево суше, чем в России, да и сессия Генеральной ассамблеи ООН кстати подоспела.

Мир Барби оказался гораздо серьезней, чем можно было подумать. Недаром книга вышла в серии «Культура повседневности», выпускаемой «НЛО», в которой прежде уже исследовались зеркала, ароматы и запахи, кулинария, а на очереди мода и кое-что еще.

 

Прямая речь

Линор Горалик, автор книги

- Я благодарна издательству «Новое литературное обозрение», которое поддержало меня в этой работе. Она является частью большого проекта, посвященного проблеме детства в современной культуре. Пролистав книгу, приехавшую только что из типографии, я увидела, что, как и любая другая, она больше говорит о написавшем ее, чем о своем предмете. Все же, думаю, кое-что можно будет узнать и о Барби, как о культурном феномене, находящемся в динамическом развитии.

 

Георгий Никич, куратор выставки

- На самом деле то, что мы видим в галерее это чудесная сказка, придуманная художниками, играющими с Барби и в Барби. Сказка неожиданно добрая. Вместо барбекю и уродования куклы, пропущенной через мясорубку страстей и желаний, как можно было ждать от современных художников, все они в итоге сами захотели стать Барби. Накануне открытия в галерею пришел американский искусствовед, который, посмотрев на выставку, подивился, «какие же они добрые, эти русские художники». Даже отрицая Барби, как, например, художник Леонид Тишков, они противопоставляют ей своих детских любимцев, ее не уничтожая. И это превращает саму выставку в знаковое событие нашей повседневной культуры.

 

Ирина Прохорова, хозяйка издательства «НЛО»

- Барби только на первый взгляд представляется куклой для детей. На самом деле это предмет актуального искусства. Недаром на протяжении 46 лет она вызывает как споры в обществе, так и неослабевающий интерес со стороны художников. Барби породила вокруг себя целый мир, затрагивающий такие серьезные проблемы повседневности как эмансипация, сексуальные нормы, политкорректность, карьера и прочее. Линор Горалик описала в книге, как кукла развилась из «шлюшки Лилли», которую мужчины вешали на переднем стекле автомобилей. При этом Барби обрела утонченные готические черты профанной Мадонны как ответа масскульта на библейские каноны. Именно ее богатая и не до конца понятая мифология и позволяет художникам вести с ней постоянный диалог, преодолевая и заостряя внимание на комплексах нашего общества.

 

Дмитрий Цветков, художник

- На мой взгляд, Барби – идеал девушки. Она беззащитна, красива, трогательна. Она молчит. Она дает себя одевать и раздевать. Она напоминает анекдот, как некий юноша шел по улице с пластмассовыми цветами. Его спросили, почему? И он ответил, «потому что я иду на свидание с резиновой женщиной». Вот и я считаю, что Барби намного лучше каких-нибудь плюшевых мишек.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи