Ангелы и демоны

Выставка «Скрипка Энгра» в Музее изобразительных искусств

Таня Назаренко и Галя Шевелева 

фестиваль

Игорь Шевелев

 

Французская идиома «violin d’Ingres», которая дала название выставке в ГМИИ, означает то ли хобби, то ли занятие не своим делом, но, скорее всего, - второе призвание. Дело в том, что француз Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) был не только великим живописцем, но еще и изрядным скрипачом, музицируя в составе оркестров и с самим Ференцем Листом. Выставка в Музее изобразительных искусств им. Пушкина приурочена, как обычно, к традиционным «Декабрьским вечерам».

 

Музыкальный фестиваль, проводящийся в конце года в ГМИИ, был создан ровно четверть века назад совместными усилиями Святослава Рихтера (1915-1997) и Ирины Антоновой, директора ГМИИ. Известно, что Святослав Теофилович был не только коллекционером произведений искусства, но и неплохим живописцем, брал уроки у Роберта Фалька и считал, что в предыдущем рождении был художником эпохи Ренессанса. Поэтому тема юбилейной выставки была предопределена. Концерты в Белом зале Михаила Плетнева, Валерия Афанасьева, ансамбля духовых под управлением Теодора Курентзиса и будущего финалиста конкурса Паганини - на недавно купленной скрипке самого Паганини - пройдут в окружении картин и рисунков знаменитостей, которые художниками не были.

Но что за люди! Жан Кокто и Герман Гессе, Фридрих Дюрренматт и Генри Миллер, Юрий Завадский и Серж Лифарь, великий баритон Дитрих Фишер-Дискау и Михаил Чехов. Свои живописные работы предоставил музею танцовщик Владимир Васильев, писательница Людмила Петрушевская, знаменитый сценарист Тонино Гуэрра и кинорежиссер Владимир Наумов. Конечно, под луной ничего нового не бывает, и подобная выставка уже проходила в ГМИИ 17 лет назад, когда выставлялись произведения Андрея Вознесенского, Сергея Эйзенштейна, Касьяна Голейзовского и Григория Козинцева. Но нынешний набор имен и картин будет никак не слабее прежнего.

Открывается выставка все же не скрипичным концертом Энгра, а его живописным полотном «Мадонной с остией и св. Николаем и Александром» из собрания ГМИИ, написанным по заказу будущего императора Александра II для своего отца - Николая I. Что тоже вполне отражает имперские настроения настоящего времени. Всего представлено более двухсот живописных и графических работ, а также интереснейшие биографические материалы, связанные с участниками.

Готовя эту выставку, директор ГМИИ Ирина Антонова была поражена, насколько визуальные образы, переполняющие творческих людей, не совпадают с тем, какими мы их представляем согласно основному роду занятий. «Чернушная» проза Людмилы Петрушевской оборачивается изображениями ангельских кукол и роз. Фридрих Дюрренматт, как художник, склонен к тревожной и мистической эсхатологии, изображению последних времен человечества. Пейзажи Германа Гессе словно дополняют душевную гармонию, к которой он стремился в своих книгах. Владимир Васильев, уйдя с большой сцены, много времени отдает писанию стихов и пейзажной живописи: «Барахтаюсь в стихах, / Рисую до забвенья, / Иду ко дну, / Всплываю на мгновенье / И радуюсь счастливой перемене, / Подаренной судьбою мне», - пишет он по этому поводу. Актер Михаил Чехов и в изобразительном искусстве воплощал драматические конфликты своей души. А Дитрих Фишер-Дискау, знаменитый исполнитель нежного Шуберта, оказался жестким экспрессионистом, продолжающим традиции немецкого искусства между двумя войнами. Как говорит Ирина Антонова, «вдруг оказывается, что в одних таятся ангелы, а в других демоны».

Но «Скрипка Энгра» это не только живопись писателей, актеров и артистов. Это еще и сами музыкальные вечера в Музее - изобразительного все же искусства. Директор ГМИИ вспоминает, что Иван Цветаев, основатель музея, знал, кажется, только одну мелодию из «Аиды» Верди, которую насвистывал. Зато его жена была фанатичной пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна, а их дочь, Марина Цветаева, писала про родительский дом: «Наш горделивый музыкальный корабль». Так что все не случайно, включая давнюю дружбу музея с Рихтером и его кругом. Дух дышит, где хочет, а не по разнарядке Минкульта. Потому, наверное, и музыкальные вечера, и роскошный альбом репродукций, вышедший к юбилею, финансирует не государство, а спонсоры, которых должен отыскивать сам музей.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи