Аркадий Ровнер «Гурджиев и Успенский». М.: София, 2002.

Ровнер Аркадий Борисович

Кажется, это первое систематическое и полное исследование жизни и творчества основателей «Четвертого пути» - духовного движения ХХ века, оказавшего большое влияние на многих представителей культурной элиты разных стран. Автор называет Идриса Шаха, Роберта Грейвса, Питера Брука, Кэтрин Менсфилд, Хорхе Луиса Борхеса, Роже Вайана, Владимира Ковенацкого, Сальвадора Дали. А мне Андрей Макаревич рассказывал, как в 70-е годы ему принесли машинопись описания гурджиевских практик. Главное в них – это постоянное и направленное усилие человека «вспомнить себя». То есть отдать себе отчет как о самосознающем духовном существе. Примерно через месяц усилий, рассказывал Андрей Макаревич, он увидел себя из левого угла потолка. Этот взгляд на себя со стороны не принес ему большой радости, но оказался весьма полезным для отказа от многих иллюзий на свой счет. И способность такая сохранялась у него примерно с год.

В общем, мимо Георгия Гурджиева (1874? – 1949) интеллигентный человек сегодня вряд ли может пройти. Книга А. Ровнера хороша тем, что достаточно объективно описывает не только гурджиевское учение, но и саму его неоднозначную личность. В эпоху жуликоватых «гуру» и самозванных «учителей жизни» именно Гурджиев производил, наверное, самое смущающее впечатление ряженого авантюриста и самозванца. Сам он называл подобное впечатление на окружающих - сакральным «путем позора». Представьте себе предреволюционную Москву и немолодое уже «лицо кавказской национальности», плохо говорящее по-русски и явно стремящееся произвести на вас дешевое впечатление в окружении восточных ковров и кинжалов.

Именно таким увидел его впервые Петр Демьянович Успенский (1878-1947), автор книг о «Четвертом измерении» и «Новой модели Вселенной». Но, человек трезвый и рассудительный, он почему-то сразу и надолго стал верным адептом и систематизатором «учения Георгия Гурджиева». Вплоть до середины 20-х годов, когда уже в эмиграции назвал бывшего кумира опасным сумасшедшим и навсегда разорвал с ним.

Вообще с именем Гурджиева было связано множество мифов. От разговоров о том, что именно в его семье в Тифлисе жил молодой Сталин. До подозрений, что его учение послужило основой для черной мистики Адольфа Гитлера. Будучи человеком тонким и умеющим подать себя в быстро менявшихся обстоятельствах века, Гурджиев ни от каких слухов не отказывался, да еще придумывал новые. В любом случае, был «ситуативным гением» и мастером саморекламы, которая и позволила «учению» Гурджиева надолго пережить своего автора. Чего стоят хотя бы его гастроли по Соединенным Штатам в 1920-е годы с «ансамблем танца» учеников и последователей. Когда после демонстрации теми «сакральных» поз и телодвижений сидевший в углу сцены Учитель подавал знак, танцоры из глубины сцены начинали со всей силы бежать в сторону сидящей в партере публики. В момент их отрыва от сцены звучало знаменитое «Стоп!» Гурджиева. И замершие в полете гурджиевцы просто падали на зрителей. То, что никто при этом не ломал шею, уже расценивалось как доказательство чудотворности учения. Переиздаются сейчас и толстенные книги Гурджиева, который, говоря, по слухам, на 18 языках, не владел толком ни одним, включая армянский и русский.

Выводы читатель может делать сам. Автор книги предоставляет максимум материала, которые изучал в андеграундных кругах Москвы в 1960-е годы, и - в годы своей американской эмиграции – у ближайших учеников и продолжателей Гурджиева.

Игорь Шевелев.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи