время
памяти
Игорь
Шевелев
В
издательстве «Время» вышел двухтомник «Поденных
записей» Давида Самойлова (1920-1990). Книга
удивительная. Поэт вел дневник на
протяжении более чем 55 лет. Начиная с
первой записи 14-летнего школьника,
конспектирующего статью Ленина о Толстом
и не уверенном, достоин ли он стать
комсомольцем, и до последней, сделанной за
четыре дня до неожиданной кончины, где он
пишет о страхе за родных и не покидающей
его тоски, - перед читателем проходят муки,
сомнения, радости человека, «вмонтированного»
в эпоху, оценки которой мы и сейчас не
можем дать. Давид Самойлов был ее сыном,
борцом, солдатом, свидетелем, певцом.
Беседу с сыном Давида Самойлова
литератором, переводчиком, редактором
журнала «Комментарии» Александром
Давыдовым, вполне можно считать
биографическим дополнением к «поденным
записям» замечательного поэта.
Сны о родителях
-Саша,
я бы начал с твоего, старшего сына поэта
Давида Самойлова, дня рождения. В дневнике
твоего отца есть
пробел с 1948 по 1954 год. Ты родился 15 февраля
1953 года. Хорошее выбрал времечко: борьба с
космополитизмом, дело врачей, слухи о
высылке всех евреев на Дальний Восток…
-
Интересно, что в это время, когда наша
семья, казалось, была обречена на гибель,
дед говорил с уверенностью: «Родится внук,
и все будет хорошо». Он знал уже мое имя. Не
в честь ли маленькой площади, над которой
нависал наш ложноклассический дом?
Рассказывая мне о дедовском пророчестве,
отец говорил с усмешкой: «Через полмесяца
умер Сталин». Усмешка не выражала
недоверия. «Тебя, - добавлял отец, - он носил
торжественно, как тору». Я, разумеется, не
воображал, что послужил причиной смерти
тирана, но все же она становилась
требованием моей судьбы.
-
Естественно, подростком, я разглядывал с
порочным увлечением его медицинские книги,
пахнувшие пылью и развратом. На всю жизнь
запомнил изъеденные язвами половые органы,
плоть, расточенную похотью, приступ
омерзенья к собственному телу и к женскому.
Дедушка любил свою жену нежно и чисто.
Выходило, что он избрал труднейшее для
себя служенье.
-Как
складывался быт вашей семьи?
- Жизнь родителей была безбытна, я бы так
сказал. Вещи в доме быстро ветшали, так как
не были любимы, становились ненужной
заминкой в существовании. Новые диваны
проваливались, рушились стулья. Бабушкино
уважение к предметам вызывало у родителей
иронию. Ее любимцем был грандиозный буфет,
неудобный в тесном жилье 50-х годов.
Трагедию войны и эвакуации бабушка
любила описывать, как разлуку и встречу с
этим буфетом, испакощенным чужими людьми,
поселившимися а нашем доме. Приходя к нам,
она любовно полировала его тряпкой.
-Бабушка
умерла в преклонном возрасте, за девяносто.
В дневнике Д. Самойлов, записывая, что
соскучился по маме, в скобках замечает: «это
в 60 лет!»
-Мне кажется, что сын получился вразрез ее
плану. Не то чтобы не дотянул, а, скорее,
превзошел скромные упования. Он был
задуман, - и до поры подчинялся этому, - как
мальчик-вундеркинд. Но его страсти и дар
оказались несоразмерны замыслу. Было
время, когда она вообразила его
неудачником, и приняла этот поворот судьбы
с горечью, но с пониманием. Однако в план
вторглась поэзия, разросшаяся до почти
неприличных масштабов. Вряд ли она
понимала сколь опасен мелкий зародыш
поэтичности, детски неумелые стишки ее
тихого мальчика – украшение семейных
торжеств. До поры мать с сыном были близки,
но постепенно наступил разлад, они жили
разным, и уже не умели друг друга понять.
Бабушка, многие годы оправдывавшая все в
своем сыне, потом отказала ему в этом
приятии, и их отношения почти обратились в
руины. Отец, конечно, любил свою мать, но то
была любовь без отношений.
-Едва
ли не самое сильное место в дневнике
Давида Самойлова это запись сна, где он
увидел своего давно умершего отца, у
которого другая семья, и он холоден к
своему сыну.
-
Тем более что это прямо противоположно
тому, что было в жизни. Даже не принимая
того, что было в близких, дед не судил их, но
отвечал грустью, которая была
благотворней осуждения и угроз. Отчего
отца всю жизнь преследовал не осуждающий и
не грозящий, но отчужденный его образ? Отцу
снился дедушка, чужой и холодный, в другом
доме, с другой женой и детьми. А ведь в
дедушке как раз не предполагалось
стремления к чему-то иному, в отличие от
нас с отцом, тосковавших по упущенному.
Возможно, идеально цельного дедушку отец
наделял собственными сожалениями.
-В
нашей семье смерть бабушки долгие годы
маячила впереди черным пятном, отравляя
мое детство. Казалось, что она неизбежно
станет первой смертью любимого человека, с
которой мне придется встретиться впрямую.
Тут еще и бестактность родителей,
говоривших, как о неизбежном: «Бабушка
скоро умрет». Конечно, в назидание, чтобы
относился к ней бережней. Но мне-то от этих
слов свет становился не мил. Отец, детство
которого тоже, наверняка, прошло в
подобном страхе, сумел душевно пережить
смерть матери, постепенно привык к ее
длительному и постоянному умиранию. У
бабушки, возможно, был род нервной болезни,
- говорят, лет с сорока ей казалось, что она
на пороге смерти. Время от времени, а с
годами все чаще, бабушка сперва для отца, а
потом для меня устраивала, как мы называли,
«учебные тревоги». Сообщала по телефону: «я
умираю», и бросала трубку. Я несся к ней.
Признаться, с каждым годом все менее
охотно. Бабушка, обладая всем набором
старческих болезней, прожила больше
девяноста лет. Возможно, эта паника,
которую бабушка сеяла, думаю, невольно, и
отдалила ее от сына. Я же постепенно почти
разуверился в ее возможности умереть. Я
долгие годы осваивал ее смерть, привыкал к
ней. А первой ушла мама, которая уж точно
казалась мне вечной.
-Был еще один дед
и тоже врач, тесть Давида Самойлова. Каковы
были их отношения?
-У
детей известных людей постоянно ищут и
всегда находят неизжитый фрейдовский
комплекс. Я равнодушен к этой проекции
души, но все же был готов поискать его в
себе. Не отыскал. Скорей, его можно
заподозрить в паре поколений поэтов,
разражающихся инфантильным протестом
против Отца. Но мне-то он был - папой. Как
раз в детстве, помню, мне недоставало в нем
величия и категоричности. Он был легок,
весел и смешлив. Таким оставался еще долго,
пока в старости не отяжелел, и под грузом
лет не начал крошиться его легкий образ.
Пожалуй, мое детское чувство к нему было
сродни тому, что он испытывал к
собственному отцу. Иногда накатывала
нестерпимая жалость и желанье уберечь –
от кого? от чего?
-Да,
время было какое – боролись с тунеядцами,
процветала государственная
настороженность к людям творчества,
именно к таким, ненастоящим. Разумеется, я
не подозревал отца ни в чем дурном, скорее
за него опасался. Он сам мне советовал
любопытствующим отвечать на вопрос «Кто
твой отец?» не торжественным поэт или, там,
писатель, а скромным – переводчик. Это
занятие мне и вовсе казалось странным. Я
подозревал, что книги создаются как бы на
прававилонском, адресуясь душой к душе.
Тогда дело переводчика становилось
безусловно второстепенным, хотя и
значительным в своей второстепенности,
ибо требовало выразить точно намеченное
на языке духа.
-Отец
старался сохранять простой и трезвый
взгляд на жизнь, высмеивая утонченность
чувств, а в душу свою он не то чтобы не
заглядывал, но не до глубин. Он, избегая
тягостного и невнятного, старался быть
человеком света, но тень растягивалась к
закату, и отец с годами все хуже помещался
в творимый им блестящий и обаятельный
образ, в котором скапливал все светлое и
благодатное в своей натуре. Это образ
носил его детское, дурашливое имя.
-Да,
ведь для друзей Давид Самойлов до смерти
оставался Дезиком?
-А
в дневнике вдруг представал едва ль ни
брюзгой, выворачивая наизнанку свои
отношения с людьми. Упрощая свое виденье
мира, Отец, словно бы, разбудил демонов,
которых, хочется верить, в конце концов
поборол. В его отверженьи изощренных
чувств сквозит та же душевная скромность,
что была присуща его отцу, но уже не в
глубокой и сокровенной прозрачности, а
подрываемая страстями. Отец стремился к
классической простоте, заслоняясь от
сложности собственной натуры. Сколь
глубоко он в этом преуспел,
свидетельствуют его стихи.
-Да,
подмогой служила литература, но ведь и она
кишит демонами. Отец умел отчуждать свою
жизнь, видеть ее в литературном обрамлении,
словно бы сделавшись героем романа. Даже
удивительно, сколь литература, оказалась
для него живой, и впрямь став средством
гармонизировать жизнь. В литературном
строительстве своей души он не был ни
эпигоном, ни подражателем. Опираясь на
чужое, он возвел свое, создал
самостоятельного и мощного героя,
ставшего субъектом и объектом его поэзии,
который умел распугать мелкую душевную
нечисть.
-Литература
словно отбирала из жизни все литературно
пригодное. Сперва чужая литература
предоставляла модели существования, потом
отец все больше делался героем,
задуманного еще в юности, но так и не
написанного романа, из которого
осуществил на бумаге только лирические
отступления. Гармоническая сердцевина его
души постоянно вела бои с ущемленными,
мелкими, но вполне человеческими эмоциями
и чувствами.
-Выпестованный
отцом собственный образ не был ложным.
Пожалуй, он был истинней самой жизни. Отцу
было уютно в сотворенном им упорством и
усилием мире разума и света. Неуютная
жизнь теребила колючками ревнивую и
самолюбивую отцовскую душу, но в
отстаивании сотворенного им мира все ярче
и гармоничней становилось его письмо, а
субъект поэзии, герой и автор,
распространился на все пространство души.
-
Когда я научился не только читать, но и
понимать прочитанное, - когда это
случилось? в десять? двенадцать?
четырнадцать лет? - я был увлечен отцовской
истиной не меньше, чем он сам. Мне она
казалась неисчерпаемой. Откуда мне знать в
ту пору, что не бывает неисчерпаемых истин?
Возведенный отцом хрустальный дворец
возвышал душу, но таил соблазн. Он смирял
демонов эпохи робкой молитвой надеющегося
человека. Этот дворец и сейчас стоит на том
же месте, можно любоваться красотой его
классических пропорций. Однако, настало
время, и отцу, как живому человеку,
пришлось его покинуть. Сменилась эпоха, и
стал тенью взращенный им литературный
герой, перестав аккумулировать истину.
-Постижения
поздних лет отцовской жизни остались
утаенными. Он еще сочинил много стихов, но
не сотворил новой гармонии. Это был не
новый дворец, а пристройки к нему, и
отцовская душа в них уже не обитала.
-Не
забудь, однако, что как раз в это время,
начиная с середины 70-х, мы сами, поколение
детей, сочиняли свои личные эскапистские
миры?
-Покинув
свой хрустальный дворец, отец жил с
постоянной на него оглядкой, старался
пристроить еще башенку, но тот уже не
нуждался в своем создателе. Это для меня
печальный символ отчуждения творенья от
творца, отчуждения прошлого,
замкнувшегося в красивой безысходности.
Хотел бы я узнать, что познал отец в
поздние годы. Отрекся ли от авторства
собственной жизни? Мне он не рассказал об
этом. Важнейшее открывалось процеженным
сквозь его поэзию.
-Насколько
могли вы разговаривать о важнейшем,
которое как раз между близкими людьми
проговаривается с наибольшим трудом?
-Признаниям
и поучениям отца я не доверял уже с младых
лет. Если б им доверился, то носил бы в себе
еще более ложный образ, чем просто
читатель его поэзии. Но, будучи
подозрителен с малолетства, чуял, что
взрослые от меня таятся. Детская
недоверчивость сродни старческой, когда
ослабевший слух превращает чужую речь в
зловещий шепот. Я не предполагал
губительного заговора. Скорей, наоборот, -
стремленье уберечь от жестоких истин.
-Я
в детстве был литературен насквозь. То ли в
наследство от отца, то ли потому, что жил в
среде литературы – отцовских стихов и
книжных полок. Существовал, окруженный
литературным бытом, когда «поэт» - не
экзотика, а обыденное состояние. Скорей
мог возникнуть вопрос: «почему такой-то - не
поэт?» Да и я, как все родные, был героем
отцовского сочинения, хотя близким он
редко посвящал стихи. Они присутствовали
лишь тональностью, мотивом.
-Отец
сумел принять выпавшую ему войну,
пропустив ее сквозь призму литературы. И
свою последующую жизнь он планировал, как
длинный, полный драматизма, но
устремленный к благополучной развязке
роман воспитания. В отцовской простоте еще
присутствовала воинская неприхотливость
жизненных привычек.
-Это
была годовщина и смерти его друга, Бориса
Слуцкого, и днем покаяния пред памятью
великого поэта, Бориса Пастернака,
которого он в юности любил страстно, а
позже усомнился в нем. Всерьез перед
Пастернаком был виновен как раз Слуцкий,
возможно, так и не снесший этого бремени
вины. Можно считать, что это покаяние и за
него тоже. Смерть старого воина в
армейский праздник 23 февраля, словно
прощальный залп над могилой. Отец вел
вечер Пастернака, и умер едва ль не на
сцене, выйдя за кулисы, как и подобает
большому актеру. Последние слова, которые
произнес отец, на миг вернувшись из смерти,
словно всем нам подарок и надежда. А сказал
он: «все хорошо, все в порядке». Хочется
верить, что его боренья закончились этим
всеохватным «хорошо».
Примечание:
Давид Самойлов (Кауфман
Давид Самойлович - 1920-1990) - поэт
Кауфман Самуил
Абрамович (1891-1957) - отец Д.С.
Кауфман Цецилия
Израилевна (1895-1986) - мать Д.С.
Фогельсон Ольга
Лазаревна (1924-1977) - первая жена Д.С.
Фогельсон
Лазарь Израилевич (1980-1980) - тесть Д.С.
Александр
Давыдов (Кауфман Александр Давыдович - род.
в 1953 году) - литератор, переводчик, редактор
журнала «Комментарии», старший сын Д.С.
В
ответах на вопросы использованы с
согласия автора фрагменты
автобиографических воспоминаний
Александра Давыдова «49 дней с родными
душами».
Первая
| Генеральный каталог | Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол
| Автопортрет в
интерьере | Проза | Книги
и альбомы | Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия |
Статьи