Десница великого мастера

Церетели Зураб во дворе музея анфас по грудь

О творчестве Церетели писать неприлично. И апологетика, и ёрничество безнадежно запоздали. Зураб Церетели – это давно уже социальное явление, а не искусство. Причем явление, по силе приближающееся к цунами, из-за чего не анализ нужен, а прогноз – что останется в той же Москве, после того как все это пройдет? Искусствоведение о творчестве нынешнего президента Академии художеств благоразумно помалкивает. Критики, ходившие на открытии выставки с перевернутыми лицами, говорили, что это им напоминает репродукции в журнале «Декоративное искусство» середины 70-х и всесоюзную выставку в Манеже тех лет «Навстречу Великому Октябрю». Да и толком скажешь после долгой речи Юрия Лужкова на открытии в присутствии набившейся, как сельдь в элитной бочке VIP-публики! Телезвезды и бизнесмены, политики и академики, охранники и главные редакторы СМИ. Телегрупп не меньше, чем министров и вице-премьеров. То завертится людской водоворот вокруг Зюганова со Славой Зайцевым, то вокруг Никиты Михалкова, то вокруг Сергея Петровича Капицы. Митрополиты РПЦ бок о бок с генерал-полковниками Вооруженных сил. «Вот оно – государственное искусство», - восторженно выдохнул кто-то.

Тонкости живописных и скульптурных решений отступают перед объемом сотворяемого Зурабом Константиновичем. Этим он и импонирует властям не монетаристского, а хозяйственного толка: сколько тонн, когда и что именно нужно? Пять тысяч огромных живописных полотен. Тысяча монументальных панно из эмалевой плитки, на производстве которой работают специальные комбинаты, принадлежащие художнику! О масштабах скульптур умолчим. Только за последний год сделанное охватывает тематику от «Адама и Евы» и «Троицы» до мемориала жертвам сталинских репрессий, «Креста св. Нины», «Мамы Терезы», множества бронзы, посвященной театру и старому Тифлису. Открывает же скульптурный зал «Десница великого мастера»: макет храма Христа Спасителя, рука мастера и – кепка. Без комментариев.

На пресс-конференции мастер скульптурной кепки посетовал на арт-критиков, что они не по делу недоброжелательны к нему. «Выступая против меня, они выступают против создания новых рабочих мест в стране», - заявил Церетели. Точнее не скажешь. Вся промышленность стран СНГ, а не одной только российской столицы может работать на воплощение циклопических проектов Зураба Константиновича. Вопрос только – зачем? Впрочем, вот и ответ. Впереди ведь новый рубеж – «2000-летие со дня рождения Иисуса Христа». Судя по огромному эмалевому панно «Вход Господень в Иерусалим», венчающему выставку, мы отпразднуем этот юбилей с подлинно монументальным размахом динамично развивающейся навстречу всему лучшему российской власти. Имперско-московской по форме, национально-духовной по содержанию? Или как там?..

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений