Иди и смотри

 

Кого возьмут в неизвестные художники?

 

В Московском Центре искусств на Неглинной, 14 совместно с галереями «Ковчег» и «Элизиум» проходит выставка с вызывающе «тихим» названием – «Музей неактуального искусства. Часть 1». Явный иронический выпад в сторону итоговых «музеев современной живописи» – от Третьяковской галереи до собраний Зураба Церетели и Андрея Ерофеева. На эту выставку, в этот «музей» берут хороших, но забытых художников, держащихся в стороне от официальных путей искусства.

 

Так сложилось в тот период 1900-1940-х годов, которому посвящена открывшаяся выставка (она продлится до 20 ноября). Не всем была охота мараться в соцреализме, да и не прошли бы сквозь партийное сито. Но есть во всем этом и доныне своя правда: искусство - не скачки на ипподроме за первый приз. Ты можешь возделывать свой сад, не интересуясь погодой в вышних сферах.

Организаторы выставки собрали неизвестных сегодня художников, за каждым из которых, как сегодня стало ясно, стоит время, биография, поколение. Роман Семашкевич (1900-1937), произведения которого сравнивали с наивной живописью Руссо и Пиросмани, а по автопортрету – вылитый герой прозы Платонова. При аресте конфискованы и пропали сотни живописных работ. Михаил Езучевский (1880-1928) закончил Пажеский корпус, был сыном ученого-физика, изобретшего портативный фотоаппарат, учился живописи в Париже, где жил у друга отца - Ж.Э. Реклю. Придумал форму Красной армии – буденовку и длиннополую шинель. Как художник создал Дарвиновский музей. Глускин, выходец из одесского кружка Ильфа, Олеши, Бабеля, чья живопись удивительно похожа на современную ему сутинскую – и портреты, и «трагедия гуся» - но один классик ХХ века, а другой, говорят, был вполне «благополучен» по советским понятиям: то есть наград не снискал, но и не убили, как могли бы. А ярчайший и вызывающий портрет Ивана Захарова (1886-1969), ученика Коровина и Серова – «Блядь косая». А прекрасные рисунки Бориса Булгакова (1893-1964), однокурсника А. Дейнеки и А. Гончарова. Но на первой мировой он, герой, заслужил личное дворянство и двух офицерских Георгиев, и, придавленный в середине 30-х за формализм, почел за лучшее покончить с искусством, чтобы не припомнили и офицерство, рисуя для Детгиза всякие пестики и червячков в книгах о природе. И так далее.

Почти полсотни художников, ученики Фаворского и Фалька, Павла Кузнецова и Михаила Родионова, за каждым своя трагедия, своя потаенность, свое пережитое время. Князь Владимир Голицын (1901-1943), родившийся в семейном имении в Богородицке, где в советскую власть делал юношей Окна РОСТА, неистовый придумщик и путешественник, писатель и художник, изобретатель детских настольных игр. Был сослан. Но все сохранилось и передалось дальше – через сына, известного художника Иллариона Голицына. Тут же картины Татьяны Шевченко (1911-1997), дочери известнейшего художника Александра Шевченко. И здесь же несколько работ ее матери, жены А. Шевченко – Надежды Псищевой (1881-1913), умершей совсем молодой. И здесь же живопись Марии Фаворской-Дервиз (1887-1959) – жены Владимира Фаворского (его портрет в молодости), представительницы сразу нескольких русских художнических родов, продолжающихся и поныне.

Вот в этом, наверное, все дело и вся надежда. Когда-то Павел Флоренский писал о роде как о четвертом измерении человека. Казалось бы, забытый человек, забытый творец, он существует скрытым образом -–и в своих картинах, и в потомках. Пути творческой памяти неисповедимы. Об этом и напоминает выставка-музей забытых художников.

                                                      ИГОРЬ ШЕВЕЛЕВ

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений