Игорь Шевелев

 ДАR. Обложка

Белеет ценник одинокий

 

Итальянцы упорно пытаются вызнать, сколько стоит новое русское искусство. Для этого Никола Саворетти и Марта Боэри выпустили уже второе издание DAR – справочника цен на русское искусство от авангарда до наших дней.

 

Книга датирована 2006 годом. По сравнению с прошлогодним выпуском значительно улучшен дизайн издания, по объему он превосходит его раза в полтора. Если так дело пойдет дальше, придется выпускать сразу по нескольку томов. Но основные дефекты остались прежними. Иностранцы, даже с помощью русских экспертов, никак не разберутся с загадочным арт-рынком России.

 

После выхода прошлогоднего справочника DAR было много нареканий по поводу присутствия одних имен и отсутствия других, по поводу десятикратных вилок цен на произведения художников. Настораживало, что сами галереи и художники не шли на контакт с составителями справочника, не желая обнародовать реальные доходы от продаж.

То, что подобный справочник необходим, говорит изменившаяся за год ситуация на российском арт-рынке. Цены пошли вверх с устрашающей скоростью. Да и сами художники и галеристы, кажется, поняли, что объявление реальных цен им выгодно – хотя бы для рекламы и привлечения покупателей. Оба директора издания - Никола Саворетти и Марта Боэри - утверждают, что многие галеристы в этом году изменили позицию и шли им навстречу. Со своей стороны они частично поменяли состав экспертов, расширили список художников, - особенно 20-30-х годов, а также из регионов и в области видеоарта.

DAR, как связующее звено между художниками и галереями, с одной стороны, и покупателями и коллекционерами современного искусства, с другой взял на себя сложную и для нашей страны новую задачу. Сам вектор движения вызывает сочувствие. Андрей Сарабьянов, искусствовед и эксперт DARа, отметил общую тенденцию: смещение интереса новых богатых коллекционеров от русского реализма XIX века с Шишкиным и Айвазовским в сторону художников начала ХХ века. Здесь наблюдался резкий скачок цен, - уже не в разы, а на порядок. Так, Илья Машков был продан на западном аукционе по цене в 20 раз превышающей указанную в старом каталоге. То же касается работ Кустодиева, Фалька, Кончаловского и других. Интересы покупателей расширяются, двигаясь в сторону ныне живущих мастеров. Кроме прочего, это означает большую структурированность российского арт-рынка по сравнению с первоначальным хаосом.

Исследование самого арт-рынка вызывает все новые вопросы. Возникла проблема, включать ли в список - художников-эмигрантов, которые не принадлежали ни к авангарду, ни к советскому искусству 20-30-х годов. В нынешнее издание включены и Александр Бенуа, и Мстислав Добужинский, торги произведениями которого стали сенсацией на осенних торгах в Париже, принеся баснословный доход организаторам. В следующем году список этих художников расширят. То же касается отечественных мастеров 20-30-х годов, стремившихся не к официальному признанию, а к сохранению профессионального и человеческого достоинства. Тех, чьим творчеством, например, занимается галерея «Ковчег». Многое зависит и от покупателей. Будут повышать цены на произведения художников, коллекционируя их, и справочник тут же отзовется на происходящее.

 

«А Брайнин где?!»

Самый болезненный вопрос это список современных художников. Кого считать таковыми? Всех, кто сегодня живет и работает? Тех, чьи имена есть в справочнике союза художников? Тех, кто занимается contemporary art’ом? Надо учитывать и то, что многие художники предпочитают ориентироваться на сложившийся и закрытый круг своих ценителей. Даже таких «арт-олигархов», как А. Шилов и И. Глазунов, на российском арт-рынке, по утверждению составителей справочника, практически нет. Их работы нельзя купить «ценителю с улицы», они их делают исключительно на заказ.

Сама арт-критика и экспертная оценка устроены сегодня в России так, что охватывает лишь какой-то один сегмент рынка, куда входят их личные знакомые. Все остальные отвергаются как «нехудожники». Изучая DAR легко заметить, что в справочнике нет художников, которые вот сегодня, сейчас успешно выставляются в крупнейших столичных выставочных залах. А те, что есть, могут со своей стороны выставить в рекламных целях вполне нереальные цены на свои произведения.

На пресс-конференции, посвященной выходу DAR, был задан вопрос, кто поставил цену на инсталляцию художников группы АЕС в $72400? Вряд ли она соответствует какой-либо реальности. Последовал обескураживающий ответ: цену поставили сами художники. Да, пусть их за эту цену никто не купит, но дешевле они продавать отказываются. Составители объясняли, что цены, которые им указывают художники и галереи, они не обсуждают, а принимают как данность. Но тогда легко представить полученный результат.

Уже эти примеры показывают, что многое в DAR по-прежнему вызовет вопросы, да иначе и не может быть, пока арт-рынок в России не обретет цивилизованный вид. Повторим, что список тех, кто вошел в справочник ныне живущих художников во многом зависит от личного знакомства с ними экспертов. Те, кто чурается их круга, легко остаются за бортом. Один из участников пресс-конференции воскликнул в ужасе, пролистав книгу: «А где Владимир Брайнин?!» Действительно, один из самых дорогих на арт-рынке и уважаемых мастеров современной живописи в списках не значился. И не он один.

И все-таки шаг вперед сделан. Прежде всего, он сделан самим арт-рынком, теми деньгами, что в него вкладываются, увеличиваясь на порядки. А справочник цен идет ему след в след. А то, будет ли у него правильный вектор, означает его необходимость.

 

Марта Боэри, управляющий директор

- Какой опыт вы приобрели за этот год между двумя изданиями?

- Мы добавили почти триста новых имен, - в области видеоарта, искусства 20-30-х годов. В следующем году их будет еще больше. Решили полиграфические проблемы издания. Будем более дифференцировать цены в зависимости от размеров картин, от года их создания, что приведет к уменьшению вилки цен. По-прежнему остается проблема художников из регионов.

- Какова была реакция на издание?

- На Западе очень хорошая. Издание было представлено в российском консульстве в Нью-Йорке, на крупнейших российских выставках в мире. Кстати, 16 марта пройдет презентация в Риме, 5 апреля в Париже. Все связано с ростом цен на русское искусство.

 

Александр Панов, арт-критик, эксперт по разделу современного искусства

- Ваши ощущения от работы?

- Я отвечал за современное искусство, начиная с художников-нонконформистов 60-х годов. При этом по Петербургу и художникам из регионов были отдельные эксперты. Должен заметить, что мой предшественник по предыдущему выпуску Сергей Попов проделал титаническую работу, и без его базиса моей надстройки не было бы. Но у него были ошибки и в биографиях художниках, и в ценах. Было добавлено примерно семьдесят новых имен, полтора десятка тех, кого знал, видимо, только сам Попов, были убраны. В новом справочнике, кроме художников, попавших на мировые аукционы, присутствуют те, кто участвовал в биеннале, в крупнейших международных выставках.

- Как выясняли цены на произведения?

- С аукционами понятно, - есть сайты, каталоги. Многие наши художники и галеристы по-прежнему предпочитают хранить молчание. Приходилось идти на хитрости, - говорить, что есть частный клиент, который готов купить те или иные работы и спрашивает, сколько они стоят. Но многие уже и так поняли, что участие в справочнике это хорошая реклама.

- В качестве арт-критика как вы оцените издание?

- В апреле состоится русский Сотбис в Нью-Йорке, на котором впервые появятся многие наши художники. Если все пройдет нормально, то цены на них вырастут в разы. То же было после выставки «Russia!» в музее Гуггенхайма. Из-за издательских сложностей новые цены мы не успевали вносить. Думаю, что годовой промежуток для такого издания это много. Она устаревает месяца за два. Может, надо подумать о специальных вкладках.

 

Александр Шаталов, телеведущий, коллекционер

- Как вы относитесь к каталогу в качестве коллекционера?

- Думаю, что главное это не информация, которая всегда относительна, а попытка структурировать художественный рынок в стране. На самом деле идет борьба за само его существование. Как только в России появились деньги и тонкий слой коллекционеров, тут же западные дилеры начали предлагать современное западное искусство. Русским художникам трудно выставляться на Западе, их туда не пускают. Даже выросшие цены на тот же «Бубновый валет» несоизмеримо меньше цен на произведения европейских и американских художников их поколения. Для борьбы за этот рынок необходима помощь государства в лице Министерства культуры и федеральных агентств. В этой ситуации выпуск каталога – принципиальный шаг. К тому же он вполне хорош и для тех, кто им будет пользоваться.

- Покупая картины русских художников в Париже по более низкой цене, не боитесь, что она тоже вырастет?

- За границей до сих пор можно купить русских художников гораздо дешевле, чем здесь, поскольку их там не ценят. Представьте, что в России будут продавать норвежскую живопись. Для русских коллекционеров она на порядок менее привлекательна, чем наша. Так и на Западе, при том что русское искусство до сих пор не интегрировано в западный арт-рынок, то есть не имеет конвертируемой цены. Кроме того, рост цен на наше искусство это еще и признак самоуважения, - и к своей истории, и к искусству. Тем более что замечательных художников у нас было много, а произведений из-за сложностей истории сохранилось гораздо меньше, чем на Западе. Нынешний каталог восполняет это внимание к российскому искусству.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи