19 художников и Пила

Наши на Арт-Базеле, но в Майами

 Андрей Филиппов Пила

Выставка

Игорь Шевелев

 

Во Флориде в Майами Бич открывается выставка девятнадцати молодых художников из России – «Modus R. Русский формализм сегодня».

 

Характерно при этом, что выставка проходит в рамках крайне престижного художественного форума Арт-Базель. Правда, в саму Швейцарию наших художников практически не пускают, во всяком случае, с отдельными проектами. Тогда была предпринята попытка войти в Базель через задний ход филиала ярмарки - в Майами.

Идею выдвинул год назад известный арт-деятель Ник Ильин, представитель фонда Гуггенхайма в странах Европы, большой друг России, недавно получивший из рук президента орден Дружбы народов. По его мнению, художественный мир должен больше знать о современных русских художниках. И авторитетнейший Арт-Базель – даже на своих выселках в Майами, - самое приспособленное для этого место.

Сам Арт-Базель, в котором принимают участие ведущие мировые галереи, существует с начала 70-х. Арт-Базель во Флориде – с 2001 года. Для американцев устройство у себя подобного художественного форума это откровенная попытка привлечь внимание инвесторов к городу и району, где проводится акция, повысив, тем самым, цену на жилье. Искусство сегодня –двигатель инвестиций. В рамках ярмарки, например, пройдет выставка дизайна из парижского Центра Помпиду, выставка Йоко Оно. В эти же дни будут открыты для желающих двери частных домов, где собраны коллекции произведений современного искусства. Пройдут дискуссии и «круглые столы», посвященные организации подобных художественных проектов, а также оценке и страхованию произведений искусства. Поэтому неудивительно, что туда же из России едет делегация для презентации Второй Московской биеннале современного искусства 2007 года.

В российском проекте Modus R примут участие 19 художников разной степени известности. На их общем фоне Сергей Бугаев-Африка, Давид Тер-Оганьян, Анатолий Осмоловский выглядят сущими мастодонтами. Около четырех десятков произведений это, как правило, инсталляции, видео, «объекты», фотографии, есть немного живописи и графики, - в общем, все то, что обычно можно увидеть на выставках современного искусства.

Что такое буква R в названии выставки, кажется, не решили еще даже сами ее организаторы. То ли Россия, то ли революция, то ли реконструкция. Отсыл к знаменитому русскому формализму 1920-х годов выглядит как рекламный ход, способный привлечь внимание иностранца к нашему нынешнему искусству. То, что представлено в проекте, бесконечно далеко от русского авангарда, рожденного духом революции 17-го года и ставшего едва ли не единственным нашим оригинальным вкладом в мировую культуру.

Наоборот, здесь налицо попытка «стать с веком наравне», соответствуя мейнстриму западного галерейного искусства и арт-рынка. Организаторы Modus R говорят о себе, как о «некоммерческом проекте в рамках коммерческой ярмарки», чтобы придать хоть какую-то известность кому-либо из наших художников, - вдруг кто-то клюнет, а потом и пригласит в Швейцарию на настоящий Арт-Базель.

Сумма, в которую обошелся проект, поддержанный группой спонсоров, радеющих за родной contemporary art, не называется. Знающие люди оценивают ее «примерно в четыре-пять Ferrari». Причем, подчеркивают, что в этом нет ничего экстраординарного. Нормальная страна должна представлять такие проекты по штук шесть в год в разных городах мира, иначе на рынке современного искусства нашим художникам делать нечего. О себе надо заявлять красиво и с размахом.

Особые надежды связываются со специальным проектом «Пила», задуманным художником Андреем Филипповым еще в конце 80-х. Сначала «Пила» демонстрировалась в эскизе, потом в 5-метровом макете. Для нынешней выставки ее сделали величиной в 9,5 метров из металла. Так она нашла себе место. Придуманная в момент падения Берлинской стены, огромная пила с зубцами от Кремлевской стены уходит в небо и вглубь земли одновременно. Символизируя собой то ли политический, то ли религиозный раскол, который несет Россия. Тогда же, в конце 80-х, кстати, художником была сделана самая известная его инсталляция – «Тайная вечеря», где на накрытом столе рядом с тарелками лежали не вилки с ножами, с серпы с молотами.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений