Игорь Шевелев

Басыров Гариф художник 

Семь лиц Басырова.

 

Художественный фестиваль, посвященный одному художнику, случается не часто. Гариф Басыров (1944-2004) его заслужил. Почти одновременно в семи галереях и музеях Москвы открываются его выставки. Самое поразительное, что ни одна из них на другую не похожа. Иной раз кажется, что это не мог сделать один и тот же художник, - интимную лирику и отвязную беспредметность; он и автор нежных гуашей, иллюстраций, философских иероглифов, и архетипичных до концептуализма скульптур. При этом всякий раз он творит самостоятельный миф человека, - будь то застойные «люди в углу», персонажи «обитаемых пейзажей», вневременные «инкубусы» или манипулируемые «головы».

Поскольку это целая череда выставок, имеет смысл начать с расписания вернисажей. Итак, 14 марта – Музей Пушкина на Арбате (серии «Обитаемые пейзажи», «Миниатюры», Люди в углу», «Диалоги» - офорты, рисунки, гуаши), Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате (рисунки к «Мастеру и Маргарите»), галерея «Улица ОГИ» (серия «Космос» и «Спящие» - офорты и литографии).

15 марта – Литературный музей в Трубниковском переулке (рисунки для журналов «Химия и жизнь», «Коммерсант» и других, серии «Спорт», «Персонажи»). 16 марта – музей Востока («Инкубусы», графический цикл «Апокрифы»), редакция журнала «Пинакотека» на Малой Бронной (офорты 1960-70-х годов, циклы «Архаика» и «Нарцисс»). 21 марта – галерея «Ковчег» на улице Немчинова (серии «Долгое лето», «Космос», «Горожане за городом», «Люди с грузом», «Ветер», «Миниатюры», «Несущественное», «Головы» - рисунки, офорты, литографии). Сроки выставок везде разные, но большая часть апреля будет ими захвачена.

Организован был фестиваль усилиями галереи «Ковчег» при содействии Сбербанка России, - в «Ковчеге» же развернется самая большая и разнообразная экспозиция работ Гарифа Басырова, исключая разве что выдающихся «Инкубусов», которые до конца марта будут показаны в Музее Востока на Никитском бульваре. А причиной всего действа, кроме уникальности басыровского дара, послужила, можно сказать, досадная и оскорбительная нелепость. В прошлом году галерея «Ковчег» представила на «Арт-Москву», в которой участвовала все годы с самого ее начала, работы Басырова и получила невнятный полуотказ. То ли в оргкомитете не знают современных художников, кроме «своих», то ли смутил слишком большой успех экспозиции «Ковчега» на предыдущей «Арт-Москве – 2005». В общем, Гариф Басыров был, судя по сохранившейся переписке с организаторами, признан «неактуальным шестидесятником». Что неверно, как по форме, так и по содержанию.

Гариф Басыров, в какой бы манере он ни работал, точно выражает форму сегодняшнего времени. Достаточно вспомнить пик его известности – востребованные в перестроечных «Московских новостях» и «Огоньке» серии рисунков «Обитаемые пейзажи». Стоит по-новому всмотреться в них сегодня, чтобы понять нас тогдашних, замкнутых на себе людей, которых время понесло из ниоткуда в никуда.

Другое дело, что сегодняшний арт-процесс выстроен таким образом, что по точному определению поэта и публициста Татьяны Щербины, «в нынешнем искусстве как бы нет художников, а есть модерируемые сообщества: актуальное искусство, нафталинное, наивное, гламурное, дебильное. А те, кто отдельные художники - их как бы и нет (в медийном поле, в восприятии), хотя в реальности они есть». Гариф Басыров – отдельный художник, в какие бы обоймы его ни пытались определить.

В перестроечное время любили упоминать, что родился художник в 1944 году в сталинском лагере №26 (АЛЖИР) в Акмолинской области Казахстана. В более поздних каталогах, отмечая, что окончил художественную школу при Суриковском институте в одном классе с нынешними академиками живописи Татьяной Назаренко и Натальей Нестеровой, зачисляли в «левый МОСХ». Вспоминая, что в застойные годы он иллюстрировал книги и самый стильный журнал того времени «Химия и жизнь», готовы были числить по невостребованному в 90-е годы цеху отечественной и книжной графики. Но особенность личности Басырова в том и заключалась, что любое художественное течение, сообщество, направление, жанр он воспринимал, как застывшую форму, которая сама по себе нуждается в развитии и переделке.

Он ощущал главное, - изменяющееся время, и искал художественные формы, способные это время адекватно выразить. Традиционная иллюстрация умерла? – туда ей и дорога. Будучи художником европейского класса, он предложил серии «новой графики», получая в конце 1980-х – начале 1990-х годов призы и признание на многочисленных художественных фестивалях Европы. В иероглифах и криптограммах он зашифровывал легкое, почти восточное ничто. Его скульптурные «инкубусы» - это десятки, сотни железяк, найденных на помойке, деревяшек, вынутых из штакетника, - словно сон, тень, намек, похожие на богов всех времен и народов, готовая иллюстрация к энциклопедии мифов. Это опять же – то коллективное бессознательное, что накрыло нас с головой в эпоху возвращения архаики и простейших инстинктов. И не надо никакой «лакировки действительности» - наши боги и фетиши взяты с ближайшей помойки, занесены в душу мусорным ветром.

Его «мейл-арт» это не те красочные конверты, разрисованные фломастерами, фосфорецирующими красками, украшенные экзотическими марками разных стран, не то, что превращено в эпоху интернета в чистое искусство для искусства. Басыров выставляет серые слепые конверты, казенные извещения, обрывки старых писем, - русская почта исчезнет не из-за электронных средств связи, а потому что среда заела и пространство распалось, потому что кругом черная дыра и всем все по фигу. Творческое наследие Гарифа Басырова – огромно и открыто для собирательства, изучения, демонстрации. Только его серия «мейл-арт», созданная в середине 90-х годов, насчитывает до полутысячи листов, из которых были показаны публике лишь несколько десятков. Но они хотя бы были показаны. А кто видел рисунки Гарифа Басырова к «Мастеру и Маргарите», созданные во времена первой публикации романа в середине 60-х, когда он завершал учебу на художественном факультете ВГИКа?

Фестиваль творчества Гарифа Басырова открывает художника мощного, неординарного, сполна выразившего свое время, а, стало быть, и все времена сразу. Нынешняя форма известности мастера, - аукционы, коллекционерство, высокие цены на произведения, - только начинается для Басырова. И этому, конечно, будут способствовать как экспозиции, так и первое фундаментальное издание о художнике, выход которого приурочен к нынешнему выставочному проекту - «Обитаемые пейзажи Гарифа Басырова».

При жизни он менее всего занимался собственной «раскруткой», определением своего «места и роли» в современном искусстве. Теперь у него появилось для этого время.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений