Игорь Шевелев

 

Священный Батай

Философия в тротиловом эквиваленте

 

Жорж Батай «Проклятая часть: сакральная социология». М.: Ладомир, 2006, 742 стр.

Том сочинений французского мыслителя Жоржа Батая (1897-1962) о религии, обществе и эротике дополняет выпущенную тем же издательством книгу его прозы. Батай идет у нас на ура, и некоторые работы из этого тома уже вышли в других переводах, хотя нынешнее издание производит наиболее солидное впечатление.

Жорж Батай, чем и хотел отличиться в мире мысли, так это нетривиальностью. Другим не хватало ума, чтобы осмыслить жизнь, а ему не хватало сторон жизни, чтобы полностью задействовать свой ум. Говорили, что он создавал науки о ненаучных предметах. Умом доказывал неразумность. Подтверждал рассуждения прозой, загулами, дружбой, словесным напряжением общественной провокации. Ему нравилось то, что разрушает: эрос, смерть, жертвоприношение. Все, что из привычного выводит в священное. Так жертва уничтожает обычные отношения, но не смертью своей, а сохранением дара себя на более высоком уровне человечности. И выражать священное приходится не связной речью, - а рыданием, выпученными глазами, яростью, перескакиванием с пятого на десятое, злобой, рвотой, чем угодно, но не обычной речью.

Святость, по Батаю, обращается в разгул и насилие. Она грозит прорвать дамбы, заменить рутинное производство богатств их испепелением. Святость – пожар, в котором сгорают вещи мира сего. Уже из этого приблизительного изложения можно понять, что Батай веселый автор, и наука его, говоря словами Ницше, - веселая наука. Чем он хорош для чтения, так это человеческим масштабом мысли. Иногда кажется, что та может быть выражена в тротиловом эквиваленте.

Если книга об экономике, так о глобальном обмене энергиями. Здесь фраза «половой акт является во времени тем, чем в пространстве является тигр» кажется уместной. Батай рассуждает о сталинской экономике уничтожения живых поколений ради условно будущих. Он хочет быть мистически парадоксальным, но история его в этом опережает. Хочет напомнить людям о мистическом ужасе, а довольно посмотреть вокруг. Его попытки рационального осмысления сталинизма замыкают круг мысли, кусающей саму себя за проклятый ум. Как говорил Сартр, сатанизм – это незрелая позиция. Повзрослев, пора вступать в партию.

 

Игорь Шевелев

 Обложка мормонов

Кругом мормоны

 

Сергей Антоненко «Мормоны в России. Путь длиной в столетие». М.: Родина, 2007, 304 стр.

Церковь мормонов, или, как они сами себя называют - церковь Иисуса Христа святых последних дней, - явление в своих подробностях весьма поучительное. Нам-то они известны только многоженством (отмененным, кстати, еще в конце XIX века). А ведь есть еще и весьма любопытная книга Мормона, являющаяся для адептов священной. Это что-то вроде «альтернативной истории» нынешних фэнтези, рассказывающих о борьбе библейских нефийцев и ламанийцев, начиная с VI в. до н. э., за преобладание на американском континенте.

Тут и нетривиальная биография пророка-основателя церкви Джозефа Смита-младшего (1805-1844), фермера из штата Нью-Йорк. Он вместе с отцом был профессиональным кладоискателем. И в 1827 году «отыскал» золотые пластины этой самой книги Мормона, а затем и «перевел» ее на английский, будучи, в общем-то, не очень образованным парнем. Зато он весь умело создал новую церковную организацию, которая, в отличие от ей подобных, жива второй век кряду. Преследуемый властями, Смит выдвинул свою кандидатуру на пост президента Соединенных Штатов, обещая через несколько лет отменить рабство. Был арестован с родным братом, а в тюрьме застрелен людьми в масках, считаясь с тех пор последователями не только пророком, но и мучеником.

Живучесть церкви мормонов это еще одна загадка. Возможно, причина в том, что ее основатель, а особенно последователи были, кроме прочего, отличными менеджерами, создавшими самоокупающуюся корпорацию. Дело ведь происходит в Америке.

В книге предельно ясно и полно описываются принципы учения мормонов, его история, смысл, место в системе религиозного опыта человечества. Любопытны их идеи насчет материальности всего духовного, включая Бога-Отца и Сына, представление о космическом прогрессе Бога и человека - навстречу Богу. Причем, связь со своим родом у человека такова, что даже посмертная судьба человека может измениться с помощью близких. В связи с чем мормоны очень интересуются прямыми предками и являются одними из главных мировых спонсоров генеалогических разысканий. В общем, фермер Смит ни в чем себе не отказывал. Как и его последователи, которые отправились через всю Америку на Скалистый Запад, где основали современный Солт-Лейк-Сити. «Когда святые маршируют», то их не остановишь. Позднее весь штат Юта считался мормонским.

В России мормонами интересовались, начиная со второй половины 19-го века, как феноменом американской цивилизации и социально-религиозной утопии. Петр Лавров, Достоевский, Лесков, Толстой, Владимир Соловьев – все замечены в интересе к мормонам. Ныне их активность на «русском рынке» объясняется как духовными поисками бывших советских людей, так и благотворительной деятельностью церкви мормонов. 12 миллионов членов церкви в мире это немало. В Америке мормоны живут на десять лет дольше, чем в среднем по стране. Ближайшая церковь русских мормонов - в Хельсинки. В качестве курьеза можно отметить, что автор книги о мормонах, заканчивая в свое время РГГУ, написал сочинение «Русь арийская». Широк русский человек, и мормонам есть место, и останется еще.

 

Игорь Шевелев

 Майя Кучерская Бог дождя

Мутации юной веры

Прихожанок исповедовать как побывать в бане

 

Майя Кучерская "Бог дождя". Роман. М.: Время, 2007, 320 стр.

Автор знаменитого "Современного патерика" и ЖЗЛовской биографии великого князя Константина Павловича, Майя Кучерская, закрепляя издательский успех, выпустила и первый свой роман. Автор, как следует из приведенной в конце даты, взяла свой текст середины 1990-х годов о переменах сознания студентки филфака, обратившейся в православие, и переписала его рукой мастера. Получилось предельно искреннее повествование, но с закрученным любовным сюжетом. Почти дневник тех лет, но в отстраненной перспективе профессионального писательского взгляда.

Все сохранено, - внутренние монологи и переживания, мысли о чтении душеспасительной литературы, описание первых реакций на вхождение в инаковый мир церковности, самоанализ. При этом ни дешевого ханжества неофитки, ни малейшего сомнения в правильности веры. В итоге, роман воспитания. Причем, достаточно редкого - в христианском духе. Кому верит юная прихожанка? Конечно, духовнику. Не видя, в отличие от автора и читателя, как происходит "перенос" чувств, - девушка влюбляется в монаха.

Перефразировав Пушкина, скажем, что верующий, прости Господи, должен быть глуповат. Майе Кучерской удается парадоксальным образом соединить пристальность наблюдающего ума с непосредственностью душевных движений. Человеческая жизнь она и в скиту жизнь, а, тем более, в столичной круговерти. Грязь словно налипает на того, кто хочет от нее избавиться. Человек на фоне вожделенной святости вообще выглядит неприглядно. Юный организм героини притягивается поучениями духовника, ощущая их как особый наркотик.

Описание православных неофитов, различных типов верующих придает роману Кучерской почти социологическую достоверность. Священник при ближайшем знакомстве оказывается, как и следовало ожидать, обыкновенным стареющим сорокалетним мужчиной, живущим в коммуналке, страдающим от соседа-алкаша, в отношении которого лишен любви и долготерпения. Переплетения жалости, сочувствия, любви, искренних разговоров обуревают девушку. Исповедник вспоминает священника, служившего в Москве в 1920-е годы: "хороший, говорят, был духовник, а потом сошел с ума. Перед безумием жаловался, что после исповеди прихожанок, словно в женской бане побываешь". А священник еще и выпивает. Тут героиня ловит себя на любви к нему. Liuboff, как пишет автор, не имея сил сказать иначе. Выведенный начальством за штат, он женится на ее близкой знакомой.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений