Игорь Шевелев

 

Рок-ФМДостоевский

 Артемьев и Кончаловский

В Каминном зале ЦДЛ прошла презентация компакт-диска рок-оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» по роману Достоевского.

 

Старушки-процентщицы нынче входят в моду. На днях мы увидим телесериал по этому роману (см. МН №42-2007). Но телепремьеру опередил выход на двух CD грандиозного музыкального сочинения Эдуарда Артемьева на либретто Марка Розовского, Андрона Кончаловского и Юрия Ряшенцева, написавшего историю студента Родиона Раскольникова в стихах.

Но самой этой идее - тридцать лет. После появления «Иисус Христос – суперзвезда» режиссер Андрон Кончаловский задумался о русском аналоге такой рок-оперы. Первый, кто пришел ему в голову, это как раз - ФМДостоевский с его высочайшим эстетическим напряжением на грани истерики. Тогда же как раз появился «Холстомер» Марка Розовского и Юрия Ряшенцева, которых он и привлек писать «либретто на троих». А в качестве композитора видел лишь Эдуарда Артемьева, которого все эти долгие годы и подвигал на сочинении бессмертной музыки. То, что дело пойдет на лад, стало ясно, когда еще в конце 1970-х Артемьев написал романс шарманщика, в музыкальном образе которого сошлись черт, оборотень и сам Достоевский, а все вместе представляло собой бредовое видение Раскольникова, соединявшее пошлый романс, серьезную симфонию и горячечную рок-музыку.

министр Соколов доволен - Артемьев это наше искусство

Вся рок-опера длится более трех часов. Записать ее на компакт-диск было бы невозможно без продюсера Александра Вайнштейна, известного по постановкам мюзиклов «Метро», «Ромео и Джульетта», «Нотр-Дам де Пари». Дело в том, что, кроме молодых солистов, в записи принимали участие хор Виктора Попова, ансамбли народных инструментов и народного пения, цыганский хор, вокальные группы, ансамбль ударных Марка Пекарского и многие другие. Записать это поистине грандиозное музыкальное действо на уровне мировых стандартов дорогого стоит. Но, как сказал А. Вайнштейн, не участвовать в этом проекте было бы и преступлением, и наказанием одновременно.

На презентации компакт-диска прозвучало около полутора часов музыки, произведшей большое впечатление на собравшихся, среди которых, кроме авторов проекта, был министр культуры Александр Соколов, журналист Владимир Познер, композитор Александр Журбин, автор либретто «Иисус Христос – суперзвезда» Тим Райс, директор «Московской оперетты» Владимир Тартаковский и многие другие хорошо узнаваемые лица.

Опера «Преступление и наказание» заканчивается гигантским наводнением, смывающим Санкт-Петербург с лица земли. Именно в этот момент Родион Раскольников и делает признание в своем преступлении. Эдуард Артемьев, который в последний день осени будет отмечать свое 70-летие, поистине космический композитор. Не случайно, в его ближайших планах проект грандиозной мистерии «Солярис», которая соединила бы высшие достижения мировой музыкальной цивилизации с хореографией и новейшими достижениями в области звукового синтеза, электроники, компьютерной записи. Можно вспомнить, что именно своей музыкой к давнему фильму Андрея Тарковского «Солярис» Эдуард Артемьев впервые стал знаменит.

 обложка сиди артемьева

Прямая речь

МН: Срок сочинения вами оперы «Преступление и наказание» вполне годится для книги рекордов Гиннеса. Но как можно писать сочинение почти три десятка лет? Разве сама музыка не изменилась за это время?

Артемьев: Конечно, невозможно, потому что музыка изменилась полностью. Но тридцать лет – это бродил замысел. Я начинал, бросал, понимал, что не напишу никогда. Потом опять брался, подстегивая себя, что кто-то ведь может писать, почему не я? Все время меня подстегивал Кончаловский.

МН: Да ведь он тоже успел за это время уехать в Америку и вернуться?

Артемьев: Звонил из Америки. Когда приезжал сюда, здесь доставал. И очень помог мне, направляя саму работу. Но нынешняя стилистика оперы возникла только в конце 90-х. Если бы я написал ее тридцать лет назад, это была бы совершенно иная музыка. Я пробовал и так, и сяк, и эдак. У меня в шкафу лежат три разных оперы «Преступление и наказание», совершенно не имеющие отношения к той, что записана сегодня. Признаюсь, что некоторыми идеями из тех вариантов я до сих пор пользуюсь для кино.

МН: А как вы определите нынешнюю стилистику оперы?

Артемьев: Как соединение симфонической музыки, эстрады, романса, рок-музыки, площадной музыки. Причем, не в виде имитации ее оркестром, а в реальном звучании. Если гармошка, так гармошка. Если голос кричит, так голос. Это возникло в последнем варианте и кажется вполне естественным. Но я никак не мог найти этот ход, и только, когда отказался от единого стиля, а начал работать по ситуации, все стало получаться.

МН: А сколько времени заняло написание всей музыки?

Артемьев: Два года. В 1998 году я отказался от всех других работ, сел за стол и в 2000 году полностью закончил. Это потом уже написал клавир, инструментовку, демонстрационную запись полной версии оперы. А так – два года.

МН: Присутствие на презентации Тима Райса не означает международных перспектив оперы?

Артемьев: Если честно, то я думаю, что для иностранцев это глубоко чуждая история. С Тимом Райсом мы сейчас вместе работаем над проектом Андрона Кончаловского для Голливуда. Он пригласил меня писать «Щелкунчика» по музыке Чайковского, Тим Райс написал либретто, стихи, мы записали десять песен, и сейчас выезжаем в Лос-Анджелес.

МН: А перспективы постановки «Преступления и наказания»?

Артемьев: Андрон говорит, что в декабре 2009 года поставит его в Москве.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений