Игорь Шевелев

 

Мы – и фэнтези.

 

Стремясь к более разнообразному представлению текущего книжного процесса, мы, помимо еженедельного обзора новых книг, будем отныне знакомить читателя с тематическими полосами, посвященными новинкам тех или иных литературных жанров. Начинаем – с фэнтези. Недаром его любят миллионы людей: фэнтези вышло за пределы печатного слова – в кино, в ролевые и компьютерные игры, в паранауку и параполитику, став фактором общественного сознания.

 

Черновик, чистовик, корректура…

Сергей Лукьяненко «Черновик». Роман. М.: АСТ, 2007, 416 стр.

Сергей Лукьяненко сегодня отечественный лидер литературы фэнтези, популярной среди миллионов читателей. Он достиг важнейшего для современного писателя качества, - экранизации своих книг. Причем, экранизации громкой, дорогой, с заходом в Голливуд.

После серии «дозоров» писатель затеял новый романный сериал под предварительным названием «Работа над ошибками». В этом цикле пару лет назад появился «Черновик», в этом году «Чистовик». Недавно Дмитрий Быков, не очень довольный вектором письма Лукьяненко, посоветовал ему в качестве литературного критика назвать следующий роман «Корректурой», чтобы выправить дело.

Конечно, издатели ценят « сериальное письмо». И выбранный ход позволяет автору нанизывать романы на шампур, как куски мяса. Герой серии - «функционал» - человек со специальными способностями, дающими ему возможность жить не только в общепринятом мире, но и во множестве смежных ему. Естественно, при этом возникают сложности, которые движут сюжетом во все стороны. Друзья и родственники не видят Функционала в упор. Зато обнаруживаются потусторонние враги, заставляющие принимать участие в криминальных разборках и бежать в неизвестном направлении (на поезде в район Харькова).

Лукьяненко активно осваивает не только кино, но и интернет: в своем ЖЖ он под именем doctor-livsy выкладывал фрагменты сочинений по мере их написания, принимая текущие советы и пожелания. Может, оттого и стиль его книги вполне соответствует обрывочному сознанию пользователей. «Большая идея» - о множественности возможных миров и наличии Функционалов, которые бродят, как потерянные, между ними, творя козни и им противодействуя, разбавляется идеями мелкими – о политике, женщинах, современной жизни и обо всем остальном. По способу описания девушек и женщин, встречаемых героем, можно предположить, что «референтной группой» являются подростки, что правильно. Как отметили критики, в «Чистовике» напрочь отсутствуют «постельные сцены». А разрывание автора между письменным столом, интервью в прессе и по телевидению, поездками за границу и пр. – привело к фрагментарности сочинения. Темы намечены и вдруг обрываются. Герой мечется из одного мира в другой. Обретая долгожданный покой в родимом доме. Каковой факт тот же Дм. Быков расценил как сдвиг в современном сознании. Ведь Лукьяненко считается едва ли не продолжателем братьев Стругацких. С поправкой на время, место и аудиторию.

 

ФэнтоРусьРу

Дмитрий Емец «Мефодий Буслаев. Светлые крылья для темного стража». М.: Эксмо, 2007, 416 стр.

Вот как надо писать. Емец - автор «Тани Гроттер», которому держатели прав на «Гарри Поттера» не смогли доказать, что он воспользовался чужой славой, но лишь подогрели этим его известность. Выпустив дюжину книг про эту Таню вкупе с колодцами Посейдонов и локонами Афродит, Дмитрий Емец перешел на соседнее, - как бы русское, - поле, тоже перепахав его вдоль и поперек. Не случайно персональный сайт Дмитрия Емеца назван - «Русь.Ру». И имеет эпиграф из Ивана Киреевского: «Под шумным вращением общественных колес таится неслышное движение нравственной пружины, от которой зависит все».

Про пружину виднее издательству, которому повезло с автором. Ведь рецензируемая книга – в ряду ей подобных. Тут сериал «буслаевщины» - с «первым эйдосом», со «льдом и пламенем Тартара», с «тайной магией депресняка», с «местью валькирий», с «билетом на Лысую Гору», с «третьим всадником мрака», уф-ф-ф, с «магом полуночи», со «свитком желаний». Счет перевалил на третий десяток книг лишь двух этих  циклов. А еще семь или восемь десятков других книг. Кто бы усомнился, что автор сам все это пишет, в режиме реального времени печатания на клавиатуре. Став в свое время самым молодым, - в 22 года, - членом Союза писателей, 33-летний Дмитрий Емец вполне может стать самым плодовитым.

Вчитываясь в биографию писателя, родившегося в семье метеоролога и журналистки, думаешь, какое сочетание атмосферных масс и пишущей машинки должно сойтись, чтобы породить кириллическую пургу в скромном обличии кандидата филологических наук. Конечно, Русь фэнтезийного глобализма - специфическая. Но ведь интересно узнать, чье имя преемника написал на пергаменте незадолго до гибели повелитель Мрака Кводнон. А поединок с чудовищем из недр Тартара, который Лигул устроил Мефу? А тут тартарианцы» рвут, как Тузик грелку, не только «чутких», но и собственных. Даже Лигул им не рад. Вообще Мефодий Буслаев – воплощение мрака. Представьте, что будет, когда с ним встретится Дафна, страж света?

В общем, «наш ответ Гарри Поттеру» предполагает в читателях разный школьный возраст. Представьте, сколько новых слов может предложить детям кандидат филологических наук – все эти эйдосы с пергаментом, валькирии из книги судеб, странствующие в лопухоидном мире, эдем с тартаром в лабиринте храма вечного ристалища на лысой горе. Потом, глядишь, кто-то откроет мифы народов мира, – а там все свои. Правда, в ином значении. Ну, да кто знает, в каком значении предстоит будущее, - наверняка, до него доживут самые любознательные, чтобы узнать, чем дело кончилось.

 

Секреты мастерства

Юрий Никитин «Как стать писателем». М.: Эксмо, 2007, 448 стр.

Автор повествований о чародее звездолета, об имортисте, зачеловеке, серии «трое из леса», цикла «зубы настежь» про мегамир, прочих книг для продвинутых людей, которым одного высшего образования маловато будет, а желательно пару-тройку оных со знанием основ строения вселенной, матриархата на островах Полинезии и мирмекологии, дабы отличить яйцеклады формика пиццеа и кампонотуса, - в общем, этот мастер философских романов числом за тридцать, у которого за плечами высшие литературные курсы при Литинституте и соответствующее общение с коллегами по прозаическому мастерству, решил поделиться основами литературного мастерства.

Оно доступно практически всем. Главное, это самоуверенность. Тогда будут и миллионы. Миллионы тиражей, миллионы гонораров, миллионы славы. Это раньше писателем стать было трудно, потому что в них шли за отсутствием в стране банков и приватизированной нефтянки лишние люди, вроде нынешних банкиров и олигархов. Сейчас от каждого по труду, каждому по тиражу.

Чтобы прокормиться на гонорары, надо стать мастером писательского спорта, советует Никитин. Но и тут многое решает наглость. Ни в коем случае нельзя писать «для себя». Все для - тебя, «другой человек», все для читателя. И ни в коем случае не верить рецензиям, «уж мы-то знаем, как они пишутся, сами писывали-с».

Главное, как можно больше подробностей – о форме ушей нимф и эльфов, о пылающих гениталиях, о хорошо сбалансированном мече и т.п. Упоминать цвета. Указывать время суток. Какая погода. Употреблять сравнения. Когда штамп на штампе, то штамп погоняет. Литература - это тренировка мозга. Все лучше, чем водку пить.

После этого и все книги Никитина можно рассматривать как учебник прозы. Читайте с любого места. «Боромир отодвинул полог из медвежьей шкуры, и в дупло ворвался свежий утренний воздух. Тяжелые ночные запахи перепрелого дерева качнулись и, как донные рыбы, опустились, унося смутные видения и страхи. Он высунул голову и, ослепленный ярким светом, задохнувшийся обжигающим воздухом, недоверчиво всматривался в мир. На земле свежие оттиски волчьих лап, но это кто-то из своих, а вот на дереве напротив - следы когтей крупной совы. Недобрый знак...»

Давно замечено, что любители фэнтези входят в «зону риска». Шаг, и они среди фанатов «ролевых игр». После «Иммортиста» Никитина явилось движение иммортистов. После «Скифов» - движение «Скифия». После «Баймера», говорит сам автор, «многие взрослые люди изменили свое отношение к компьютерным играм». После романа «Ярость» начался массовый переход в ислам. Что говорить о книге «Трансчеловек». Фантасту сегодня довольно писать, - в жизнь это воплотят другие. Фантастика выходит за грань бумаги, в компьютерные и ролевые игры, в экранизации, торговую марку и способ жизни.

 

Полынное питье.

Вячеслав Рыбаков «Звезда Полынь». Роман. М: Эксмо, 2007, 416 стр.

Журнальный вариант романа, напечатанный в «Неве», вызвал настоящий скандал своей направленностью, более привычной для «Нашего современника». Было решено, что питерцы переменили ориентацию.

Я не читал всех сочинений Вячеслава Рыбакова, но помню вполне пристойный роман «Гравилет «Цесаревич»», книги Хольма ван Зайчика, которые писатель сочиняет вместе с Игорем Алимовым, переводы его, помню многочисленные литературные премии.

Так что, удивил, так удивил. Рецензенты уже упрекнули автора «Звезды Полынь», что чистая публицистика забивает в романе всякую художественность. Но хороша и сама публицистика…

Американцы обеспокоены планами русских завоевать космос и развертывают разведывательную и вредительскую деятельность. Для их дезинформации некую вновь созданную космическую корпорацию разъедает, якобы, та же коррупция, что и всю страну. Но это, конечно, видимость. Все, что обыватель, науськанный западной пропагандой, считает украденным нынешней властью, на самом деле, передается Кремлем на сверхсекретные проекты, являющиеся жуткой государственной тайной.

Это основная идея. Все остальное на уровне публицистической карикатуры. Даже о конкретных космических разработках фантаст В. Рыбаков не рискует писать, чтобы враг не украл. Ему хватает множества идей о гнусности гомосексуализма, о доблести органов, о православии, о сильной власти, о враждебном Западе, направляющем деятельность убийц-националистов, о вредителях журналистах, которых вкупе с обнищавшими носителями военной тайны вербуют западные спецслужбы.

Идей в романе еще много и все - по ветру. Постепенно сюжет и вовсе теряется за авторской проповедью, которую он вкладывает в положительных героев, тут же убиваемых врагами, коварно направляемыми из-за океана. И впрямь становится страшновато за «Неву», - как бы не потекла в другом направлении.

Когда-то один английский писатель сказал, что плохие книги писать гораздо труднее хороших, потому что пишешь их с душой. Он не учел, когда написанное с душой совпадает с идеологической актуальностью момента. Тогда трудно - в квадрате. Ну, и результат тоже - в квадрате.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений