Игорь Шевелев

 Персона

Авдеев Александр министр культуры 

Повышение культуроспособности страны

На вопросы обозревателя «Российской газеты» отвечает министр культуры Александр Алексеевич АВДЕЕВ

 

Назначение после майских праздников нового министра культуры было неожиданным, но встречено с одобрением. Александр Авдеев (род. в 1946 году) – карьерный дипломат, знает четыре иностранных языка, был заместителем министра иностранных дел, послом в Болгарии и во Франции. Из Парижа его к собственному удивлению и назначили на новый пост.

Всеобщий интерес к фигуре министра культуры можно сравнить, - в обратной пропорции, - разве что с мизерной его ролью в реальном раскладе российской власти. Средства на культуру выделяются по остаточному принципу. Внятная культурная стратегия отсутствует. Культура это не экономика, не оборона и даже не спорт в сфере интересов государственных мужей.

Непонятно и то, каким должен быть сам министр культуры. Вряд ли тут сгодится известный актер или режиссер, - в отсутствие опыта чиновной работы дров наломает. Умный, талантливый, яркий и многознающий чиновник вызовет отторжение из-за своей «шибкости» - нельзя быть умнее и культурнее «социально близкой» толпы. А проба на эту роль «социально близкого» и вовсе явит щедринскую фигуру со страниц «Истории одного города». Так родилась идея министра культуры – дипломата. Чтобы говорил и представительствовал, нравясь всем, улавливая общую потребность взвешенных слов и телодвижений. А дела и так пойдут своим чередом. Если народ имеет то правительство, которого заслуживает, то тем паче - министра культуры.

 

Введение в предмет

- Александр Алексеевич, вы в новой должности около двух месяцев. Какие первые ощущения?

- Во-первых, понимание большой ответственности за свою работу. Во-вторых, ощущение больших ожиданий со стороны деятелей культуры, искусства и просто людей, которым небезразлична отечественная культура, ожиданий того, что культура будет национальным приоритетом. Сам же я понимаю, «что всем мил не будешь». Современная культура это творческие люди и коллективы, имеющие разные концепции и направления. Естественно, я не могу и не собираюсь приводить их к какому-то общему знаменателю.

- Выросла интенсивность вашего общения с людьми?

- Общение с деятелями культуры это большое удовольствие, а сейчас еще и каждодневная необходимость. Ко мне приходят разные люди – известные и уважаемые  артисты, художники, писатели, музыканты. Всем надо помочь. Хотя ни денег, ни возможностей не хватает. Несоответствие огромных потребностей, испытываемых нашей культурой, и имеющихся возможностей слишком велико. Такая ситуация - данность,  и не только в России - во всех странах. Надо максимально помочь тем, кому мы можем помочь.

- Раздавать деньги нелегко, когда их мало?

- Функция министерства культуры это не только раздача денег. Самое главное - проанализировав, что нужно сегодня российской культуре, сформировать системный подход к решению ее проблем. Укрепление культурной сферы - дело всего гражданского общества, а не только министерства культуры. Забота о культуре должны объединить всех. Все понимают, что культура это дело национальной важности, которое надо решать сообща, направляя на это максимум интеллектуальных сил, организационных и финансовых возможностей.

 

Культура, как Париж, - Fluctuat nec mergitur (качается, но не тонет).

- Кроме общих проблем, вы наверняка уже столкнулись с массой конкретных, - музеи, кино, фестивали, зарплаты, регионы?..

- Знаете, есть проблемы в культуре, а есть проблема самой культуры, состоящая в том, что не все понимают, зачем нужна культура в стране, строящей гражданское общество и правовое государство. Мы должны убедить общество, что без культуры у нас  может быстро сформироваться примитивный, рационально-потребительский тип сознания.

- Ну да, и денег много, и все не пропьешь и не бросишь на ветер...

- И этот тип сознания будет порождать людей, в которых исчезнет благородство, честность, совестливость, стремление к внутреннему самообогащению личности средствами культуры. Культура это ведь не только возможность пойти в кино и театр, потреблять массовое или элитарное искусство. Это весь набор средств общественной жизни, - и наука, и образование, и просвещение, и разнообразная творческая деятельность. Без великой культуры не может быть великой нации. И не может быть полноценного счастья. Есть экономически процветающие страны, но не развитые в культурном отношении. И их нельзя назвать  великими. Сегодня иные критерии великости. Это не только количество оружия, но и уровень научно-технического прогресса, и уровень освоения новых технологий. И, прежде всего, степень культуры всего общества.

- Естественно.

- Человек создан миром культуры, который чеканит нас. Говоря о любом времени, мы вспоминаем великих деятелей культуры этого периода, будь то русские писатели XIX века, итальянские живописцы XIY-XY веков или голландские и фламандские художники эпохи буржуазных революций и великих географических открытий.

- И все-таки в глобальной сфере культуры, какие «направления главного удара» вы бы для себя выделили?

- Критерием процветающего общества является процветающая культура. Без нее общество больное. Сегодня есть много объективных вызовов и угроз национальной культуре. Одна из угроз та, что мы находимся на такой стадии развития, когда культура становится заложницей общества потребления, рождающего потребительский суррогат культуры, - развлекательную культуру, шоу-бизнес. Я с уважением отношусь к ним, но это не эталон высокой культуры. Другая опасность заключается в отсутствии равного доступа  к сфере культуры у жителей города и села. 38 миллионов человек сегодня не ходят ни на концерты, ни в театры, ни в кинотеатры просто потому, что живут на отшибе, в сельской местности. Это тревожный симптом для всего общества. Следующее по приоритетности направление деятельности министерства – это сохранение сложившейся системы художественного образования. Она у нас одна из лучших в мире по доступности и высокому качеству. Эта система позволяла нам не упускать будущих Ломоносовых. А сейчас в связи с переходом на рыночную систему мы многие таланты растеряли, не заметили и они не состоялись. Участвуя в Болонском процессе унификации дипломов, мы должны будем делать это гибко, не рубить с плеча, сберечь оправдавшую себя систему художественного образования.

- А то и будущих талантов не обрели, и многих реальных угробили...

- Сейчас ситуация намного лучше. Хочу отметить, что в 90-е годы очень много хорошего сделали наши общественные фонды. Это и фонд Владимира Спивакова, и фонд «Новые имена», за который низкий поклон Иветте Николаевне Вороновой, открывшей многих мировых звезд в музыке. Это и то, что делает Галина Павловна Вишневская в своем Центре оперного пения. Список большой, можно долго перечислять.

 

С опорой на места

- Вы настроены на реформы, исходя из общих соображений или следуя предложениям снизу?

- Формируя выход из ситуации только «сверху», можно сделать много ошибок. Преимущество нынешнего  положения – в больших правах, которые получили регионы. Ту же общенациональную систему художественной подготовки надо укреплять, опираясь на опыт регионов. В регионах у нас сильные министры культуры, многие из которых начинали еще директорами сельских клубов, а, спустя десятилетия, стали руководителями культуры. Я встречаюсь с ними на местах, принимаю в Москве.

- Еще какую проблему нащупали за это время?

- Новые технологии в сфере культуры. С их помощью мы можем улучшить положение в  библиотечном деле, в кинопрокате. Возможности оцифровки широко используются в некоторых регионах. Сегодня у меня был глава Мордовии Николай Иванович Меркушин. Он рассказал, что все районные библиотеки республики, во-первых, имеют доступ к интернету, а, во-вторых, имеют возможность с помощью оцифрованной информации создавать электронные читальные залы. Вам не нужно заказывать книгу и долго ждать ее, а достаточно связаться по сети с центральной областной библиотекой и прочитать книгу с экрана.

- Вообще-то интернет мгновенно выдает миллионы книг всех электронных библиотек, а не только центральной областной. Важно, что для главы Мордовии культура это живое и близкое дело?

- Не только для него. Возьмите Татарстан, Башкирию, Белгородскую область, другие регионы. В этом году мы собираемся провести в Белгородской области выездную коллегию министерства культуры, чтобы специально изучить ее опыт работы на селе. Конечно, и в оцифровке есть проблемы. Закон об авторских правах запрещает при получении текста книги в электронном виде его тиражировать. Поэтому должен быть и второй путь совершенствования работы библиотек. Это обеспечение их полноценными комплектами книг. Да электроника и не заменит живого ощущения книги.

 

Тендеры и меценаты

- А как обеспечить библиотеки книгами. С помощью тендеров, перенесенных в культуру, когда чем дешевле книжки, тем лучше?

- Да, тендеры часто мешают. Библиотеки вынуждают брать самое дешевое, а это бульварная литература с крикливыми обложками и рассыпающимися страницами. Сейчас по инициативе министерства, затрачивающего на это большие деньги,  рассылаются комплекты книг по утвержденным спискам. Нам остается расширять эти списки литературы, и находить книги более качественные и дешевые. К сожалению, не всегда фирмы, выигрывающие тендеры на распространение литературы, оказываются честными. Деньги получили, а послали не те комплекты или половину того, что должны, а то и вовсе исчезли. Но содействие библиотекам всех уровней и, прежде всего, сельским – это наша обязанность, как и обязанность субъектов федерации.

- В свое время фонд Сороса через Пушкинскую библиотеку рассылал в сельские школы комплекты классической литературы. Нет ли богатых людей, которые подхватили бы сегодня эту инициативу?

-  То, что Сорос делал в 90-ые годы – помнят. А то, что потом  то же самое делало государство, причем вкладывая в это денег больше, чем фонд – забывают. Что касается «богатых людей». Есть хорошее слово «меценаты». Привлечение меценатов к библиотечной, к музейной работе крайне желательно. Сегодня государство не в состоянии быстро решить музейные проблемы. А их – много. Разрушающиеся здания, которые нуждаются в капитальном ремонте, отсутствие хороших фондохранилищ и современных систем безопасности, небольшие зарплаты музейных работников.

- При астрономической рыночной стоимости самих музейных фондов?

- Конечно, поэтому и желательно, чтобы меценаты вошли, где это возможно, в попечительские советы музеев, помогали им. Конечно, таких людей нужно искать, находить возможность их морального поощрения. Ведь налоговых льгот для них пока не предусмотрено. Меценатство было и остается  важным элементом  культуры. Уже сейчас 10% общего финансирования российской культуры идет за их счет.  Россия славна традицией меценатства.

- Ваши слова об «олигархах во главе музеев» уже вызвали бурю. Многие пришли в ужас, кто-то предположил, что вас неправильно поняли?

- Речь не идет об управлении музеями. Но музеям - прежде всего областным – нужна финансовая поддержка. Я был в областных музеях Твери, Архангельска. Прекрасные музейные вещи, великая живопись, а фондохранилища тесные, система охраны плохая. Большое поле деятельности для меценатов проявить себя патриотами. Патриотизм сегодня это не только активное участие в экономике и политике, но и помощь культуре. Думаю, что это реально, если посмотреть, как меценатство подняло уровень нашего спорта. Привлечение их средств выявило в России многих выдающихся спортсменов. Конечно, для этого нужна правильная организация. Мы сегодня недооцениваем потенциальное стремление наших меценатов к благотворительности. Я знаю меценатов, которые без саморекламы, не афишируя, а просто из патриотических побуждений восстанавливают усадьбы и на их основе делают крупные культурные центры, выставочные и концертные залы, - причем, для жителей близлежащих районов, села, города.

- Непонятна, правда, конкретная форма этой помощи. Помню, как богатые люди, слыша о проблемах Пушкинского дома, изумлялись: стоит продать одну рукопись классика на аукционе, и все проблемы будут надолго решены!

- Напродавали уже в 30-ые годы, хватит. Мы знаем, какие шедевры ушли из страны, сколько тысяч произведений искусства находятся на легальных основаниях в музеях других стран

 

Люди другого поколения

- Ваш оптимистичный взгляд на нынешних богатых людей контрастирует с общепринятым?

- Нужно чаще говорить, что меценатство это та же форма патриотизма сегодня. И бизнес у нас сегодня иной, чем несколько лет назад. Меня спрашивают, стыдно ли за русских за границей? Многое изменилось. Если в начале 90-х там по улицам ходили выпившие богачи, сорили деньгами в ресторанах и вели себя некорректно, то сегодня мы имеем дело с другим бизнесом. Сейчас за рубеж приезжают бизнесмены второго поколения, как правило, говорящие на нескольких иностранных языках, знающие право, бизнес, рынок и обыгрывающие на переговорах своих зарубежных партнеров. Это совсем другие русские. Через них и оценка России за рубежом сегодня совсем иная. Мы воспринимаемся как держава с  высокими темпами развития, как народ талантливых бизнесменов, как страна с великой культурой. В этой связи не  могу не вспомнить организатора замечательной выставки в Париже «Когда Россия говорила по-французски». Это один из наших видных бизнесменов, истративший огромные деньги на выдающуюся выставку.

- Я помню, о ком вы говорите. Странно, кстати, что имен их не принято называть в газете, мол, «неоплаченная реклама»...

- Можно назвать наши крупнейшие банки и корпорации, которые финансируют гастроли артистов за рубежом, выставки. Но есть средние и даже небольшие компании, финансирующие региональную культуру. Движение меценатства набирает обороты. Мы пока не благодарим его через налоговые льготы, но и это еще впереди.

- О налоговых льготах за благотворительность говорят более десяти лет, а воз и ныне там.

- Думаю, что понимание необходимости финансовых льгот для меценатов созрело. Я не могу обещать, что это будет уже завтра, но мы никуда от этого не денемся. Все страны прошли через этот процесс.

 

Накормить всех пятью хлебами

- Скоро перед вами встанет вопрос, как повысить мизерные зарплаты работникам сферы культуры, при утвержденном на несколько лет вперед небольшом бюджете на культуру?

- Предстоит повышение через отраслевую систему заработной плату, на которую мы должны перейти с 1 декабря 2008 года. Будет базовый оклад плюс надбавки за интеллектуальный вклад, поощрительные надбавки. В регионах работники культуры зависят от региональных бюджетов. На прошлой неделе я  беседовал на эту тему с президентом  Калмыкии, руководителями Мордовии, Башкирии, Архангельской и Тверской областей. Все понимают, что надо увеличивать зарплаты через региональные бюджеты и обещают это сделать.

 

Большой театр и прочее кино

- Вы говорили о вложении бизнесом денег в музеи и библиотеки. А как они вкладываются в кино, например?

- Финансирование кинопроизводства будет увеличиваться. Отрадно, что увеличивается доля отечественных фильмов в кинопрокате. Сегодня каждый третий фильм, на который идет зритель – российский. В Европе этот показатель выше только у Франции. В следующем году мы будем вводить  новую форму взаимоотношений киноиндустрии и государства - государственный заказ на создание фильмов важнейшей общественно-социальной, патриотической, детской тематики. Этого не нужно бояться. Возьмите американцев, которые через кино фактически решили проблему национальных взаимоотношений в США. Мы видели десятки и сотни фильмов, где главные герои – чернокожий и белый проявляют героизм, помогают друг другу. Или то, как показывается в кино жизнь бизнесмена, работающего честно, стремящегося быть эффективным, являющегося героем сегодняшнего дня. У нас тоже таких людей десятки и сотни тысяч. А образ им приклеен совершенно иной, - через телевидение и фильмы, изображающие их преступными монстрами. В самом обществе сегодня возникла потребность в других фильмах. Лотов будет немного – начнем с 2-3, к 2011 году выйдем на 10, включая, повторю, детское кино. Кроме того, авторское кино нуждается в поддержке. Финансирование касается и производства, и проката фильмов. Что касается проката, то, например, в 2002 году кинотеатры посетили 41 миллион зрителей, а в 2007 году – 115 миллионов! Почти в три раза больше. Мы стали  выпускать сто фильмов в год. И кинотеатры изменились. Словом, народ пошел в кино.

- А что делать с унизительным прохождением через тендеры наших самых известных режиссеров кино и театров?

- 94-й федеральный закон о конкурсах должен быть откорректирован для сферы культуры. В сентябре начнется активная законодательная, политическая жизнь, и мы начинаем  работу по корректировке.

- Личные отношения в правительстве у вас уже налаживаются?

- Да, правительство состоит из талантливых профессионалов, многих из которых я знал по предыдущей работе.

- Острый вопрос о переносе даты открытия Большого театра с осени будущего года на более поздний срок?

- Сейчас я детально знакомлюсь со всеми документами, связанными с реконструкцией и реставрацией Большого театра. В конце мая был там и видел, как идет процесс, насколько сложна и трудоемка работа. Состояние Большого театра со всеми его подземными сооружениями оказалось хуже, чем изначально предполагалось. Думаю, к сентябрю мы после всех консультаций вернемся к вопросу о дате открытия  Большого театра. Но мне кажется, что главное – обеспечить качественную и высокопрофессиональную реставрацию главного театра страны.

- А что с проектом крыши новой Мариинки архитектора Перро? Тоже вносятся перемены в первоначальный проект?

- Перемены будут вноситься с учетом технических возможностей осуществления данного проекта. Не всегда, к сожалению, красивые идеи можно полностью воплотить. Кроме того, нужно учесть особенности архитектурного облика Санкт-Петербурга, позицию театра, пожелания  общественности города. Климат Петербурга с его снегом, дождями, сыростью, туманами, ветром и влажностью не похож на климат Франции. Кое-что из проекта Перро будет меняться.

- Прямо на ходу, время-то поджимает?

- Слово «на ходу» предполагает быстроту и необдуманность решений. Все понимают – нужно будет отвечать за новые решения. Это и команда архитекторов, и выдающийся руководитель Мариинки Валерий Абисалович Гергиев, и  руководство города, и общественность, и министерство культуры.

 

На Шипке соц-арта все спокойно

- Другая болезненная проблема, стоящая перед вами, это назначение руководителей творческих коллективов. Вас, как посла во Франции, все любили, а тут как будет?

- Конечно,  всем мил не буду, всех не обогрею. Постепенная смена руководителей, в том числе, в сфере культуры, это естественный процесс. Будем решать эти ситуации уважительно к людям, - и к тем, кто уходит, и к коллективам, которыми они руководили. Это нормальный процесс, в котором не должно быть ни форсирования, ни «показательных процессов».

- А министерство сформировали?

- Да, руководящий состав уже подобран, назначен, это опытные, порядочные люди, любящие искусство. Есть работники, пришедшие из Роскультуры, есть работники, оставшиеся из предыдущего состава министерства. Есть те, кто ушел, есть те, кому мы деликатно предложили уйти. Но в целом руководящий уровень министерства сформирован.

- Кто будет вашим преемником на посту российского посла в Париже?

- Во Францию должен быть направлен очень хороший профессионал. Сейчас идет конституционный процесс утверждения кандидата, это занимает три-четыре месяца. А дальше – публикация указа президента в «Российской газете», из которого мы и узнаем имя.

- Говоря о ваших культурных увлечениях, вспоминают коллекцию гравюр...

-Когда я работал в Болгарии, то собрал небольшую коллекцию гравюр по теме освобождения русской армией Балкан - русско-турецкая война 1877-78 годов. Увлечение для души. Для того чтобы быть настоящим коллекционером, надо иметь глубокие знания, посвящать этому много времени, у меня не получается. Но я люблю коллекционеров, хотя сам таковым не являюсь, и стараюсь им помогать.

- Современное искусство вам интересно?

- Да, у нас есть выдающиеся современные художники. Можно назвать тех, кто, оставаясь россиянами, работают за рубежом - Оскар Рабин, Эдуард Штейнберг, Эрик Булатов,  Илья Кабаков. Есть замечательные художники, работающие в России. Есть увлекательный центр современного искусства, созданный на основе «Винзавода». Я там недавно побывал. Поразил сам принцип превращения заводских зданий в творческие мастерские, что соответствует смыслу современного искусства – привносить творческий смысл в самые неожиданные области. Интересные вещи есть и в соц-артовском направлении. Кстати, я недавно ознакомился с китайским соц-артом, есть много хороших работ.

- И – вывод?

- Если мы утратим национальную культуру, мы перестанем быть великой державой. Это как вложение денег в оборону. Все понимают, что в оборону деньги надо вкладывать, что укрепление обороноспособности страны необходимо. Точно так же надо вкладывать деньги в культуру. Это – духовная обороноспособность нации. Это один из критериев великости страны, нации, места ее в будущем.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений